Психологическая безопасность в информационном пространстве Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012 г.
Любое средство массовой информации, способное расширить горизонты человеческих возможностей, способно разрушить мироустройство. Пол Ди Филиппо
Что такое информация? Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. В бытовом смысле информация сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.
Основные свойства информации: СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
Типы каналов передачи информации: Электронные (ТВ, радио, Internet); Печатные (газеты, журналы, книги); Слухи, общественное мнение; Встречи на предприятиях с руководством.
Информация по форме воздействия: Скрытое воздействие – использование методов НЛП, суггестии, 25-ый кадр. Информация проходит минуя сознание. Открытое воздействие – явное воздействие на сознание.
Что такое безопасность? Безопасность - это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних врагов. Безопасность – это состояние защищённости. Защищённости от последствий воздействия на Ваше тело, психику, Ваших близких, Ваше имущество, Ваши отношения. Информационная безопасность – состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Пирамида потребностей Маслоу: ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ И ПРИЗНАНИИ ПОТРЕБНОСТЬ В САМОВЫРАЖЕНИИ
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Эффективен ли этот закон? Будет ли он работать? Кто является потребителем информационной продукции для детей? Как будет соблюдаться данный закон родителями? Кто будет нести ответственность за несоблюдение данного закона? ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Обзор мультфильмов
Молодежные ситкомы Букины Папины дочки Воронины Зайцев +1 Физика и химия Универ Барвиха
Обзор детской литературы
Реклама, как способ формирования общественного мнения
Манипулятивные приемы в рекламе: Открытые вопросы; Ссылка на авторитет; Свидетельство очевидцев; Использование чисел; Использование образов детей и животных; Образ женщины; Недерективное внушение; Манипулирование эмоциями; Использование музыки, цвета и ритма; Использование различных видов шрифта.
Реклама – двигатель торговли!
Защита от манипуляций: 1 уровень – Социальный (на уровне государства). 2 уровень – Индивидуально-личностный (на личностном уровне) отказ от иллюзии; отказ от стереотипных сценариев поведения; умение работать с информационным потоком; прерывание контакта с источником информации; знать и понимать, что СМИ – это ШОУ!