ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА Выступление классного руководителя 5 класса Мошкиной Т. Н. на педагогическом совете МКОУ « Путиловская ООШ »
Цель : Обсуждение и принятие комплекса мер по сокращению сроков адаптации учеников для создания максимально благоприятных условий для самореализации личности учащихся.
Основные трудности: возросший темп работы : дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем ; возросший объем работ как на уроке, так и дома ; новые требования к урокам и новые учителя ; необходимость много работать самостоятельно и т. д.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ Особенности мышления Особенности мышления Формируются элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщения. Развивается рефлексивное мышление. Физиологические изменения Физиологические изменения Происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на ЦНС, происходит бурный рост тканей и систем организма).
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ДЕЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ, МЕДИЦИНСКИХ КАРТ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ДЕЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ, МЕДИЦИНСКИХ КАРТ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЕДИНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЕДИНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ЗНАКОМСТВА ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ЗНАКОМСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИКИ УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИКИ
УЧИТЕЛЯМ ПРЕДМЕТНИКАМ ПРЕДМЕТНИКАМУЧИТЕЛЯМ СОБЛУДЕНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ШКОЛЬНИКОВ СОБЛУДЕНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОБЛЮДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С САНПиН ОБЪЕМА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СОБЛЮДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С САНПиН ОБЪЕМА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Результаты психологической диагностики учащихся 5 класса МКОУ « Путиловская СОШ » Ф.И. учащегося Рус. Яз.Матем.САНКоммун.Мотив.Удовл.Цен.Итого 1 Богданов Юрий ,5Внут/ 47Дух./ 3 73,5 2 Волков Алексей Внеш.пол. /5 4Мат./ Гуркин Вячеслав Внут/23Мат./ Космынина Наталья Внеш.пол. /3 4Дух./ Мирзалиева Валентина Внут/23Дух./ Никулин Александр ,5 Внеш.пол. /2 5Дух/2 67,5 7 Пранскунас Алина Внут./45Дух./ Прыткина Юлия Внут./23Дух./2 76,5 9 Солоненко Анатолий ,5 Внеш.пол. /1 4 Мат./1 68,5 10 Цыбуленко Юлия Внеш.пол. /2 3Дух./ Щербаков Виктор Внеш.пол. /3 3Дух./2 65,5
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5 -ГО КЛАССА О знакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно. С первых дней обучения в 5- ом классе организуйте работу ученического актива. П родумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры ; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах. П оследовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся. П одерживайте тесную связь с учителями - предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы. В стреляйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, подерживайте здоровый эмоционально - психологический климат в классном коллективе.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей - предметников. 2. Сделать нормой единые дисциплинарные требования : ( начинать уроки со звонком ; готовиться к уроку на перемене ; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика ; поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа ; отвечаем, выйдя из - за парты, для развернутого ответа выходим к доске.) 3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению. 5. Помните правило : домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 6. Учитель - предметник должен помнить, что урок в 5- м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. 7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. 8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности. 11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний ( найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей ), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день. 12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала. 13. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. Не забывайте : « Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным ». Учитесь учить не уча.
Внимание ! Семья играет важную роль в адаптации ученика !
ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК ( рекомендации для родителей учащихся ) Уважаемые мамы и папы ! Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы. Формирование учебной мотивации Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Покупайте интересные книги (« Занимательная физика », « Занимательная геометрия »). Не спешите облегчить труд подростка ( сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой - либо вид работы ). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Встреляйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным : на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем - то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому - либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы. Помните : если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.
Общие рекомендации учителю : Планировать урок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; Планировать урок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; Проводить урок с учетом сильных и слабых учеников; Проводить урок с учетом сильных и слабых учеников; Оснащать урок средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с различными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинетической); Оснащать урок средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с различными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинетической); Учитывать психофизиологические особенности детей, по истечению минут (актуальное время для удержания внимания) проводить двигательные физкультминутки; Учитывать психофизиологические особенности детей, по истечению минут (актуальное время для удержания внимания) проводить двигательные физкультминутки; Выдерживать темп и уровень сложности урока; Выдерживать темп и уровень сложности урока; Чередование различных видов деятельности; Чередование различных видов деятельности; Учитывать психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога немаловажно для усвоения и отношения ученика к предмету. Учитывать психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога немаловажно для усвоения и отношения ученика к предмету.
Спасибо за внимание !