Российский и международный опыт построения образовательных программ на основе профессиональных стандартов Н.Ф.Алтухова, зав. кафедрой «Бизнес- информатика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Advertisements

Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Консультативная встреча Всемирного банка и России по обсуждению образовательной стратегии Всемирного банка до 2020 года 13 мая 2010 года Тренинговый центр.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Редактирование основных образовательных программ (ООП) с учетом ФГОС3+ Проректор по УР, зав. каф. КИТиС Игнатова И.Г. Редактирование ООП ФГОС3+ НИУ Аккредитация.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Транксрипт:

Российский и международный опыт построения образовательных программ на основе профессиональных стандартов Н.Ф.Алтухова, зав. кафедрой «Бизнес- информатика» «Ставьте перед собой большие цели, ведь в них легче попасть» Ффридрих Шиллер IX научно-практический зимний семинар «БАРЬЕРЫ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: БИЗНЕС – НАУКА – ОБРАЗОВАНИЕ», фридрих Шиллер

Что заставляет обратить внимание на проблему образовательные программы неконкурентоспособны на мировом рынке несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям рынка труда по выбранной профессии разрыв между требованиями рынка и возможностями высшей школы отсутствие единой системы профессиональных стандартов в России ( по отдельным направления деятельности стандарты приняты только в последние 2 года) отсутствие базы формирования обоснованных планов обучения внутри компании с учетом профессионального роста сотрудника

Практика разработки профессиональных стандартов Задачи: требования работодателей к работникам для вступающих в профессию - что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути получить допуск в профессию) в профессиональном сообществе инструмент оценки компетенций и формирования траектории профессионального развития обеспечению «переходов» профессионала из одной в другую профессию обеспечение мобильности квалифицированного (сертифицированного) персонала учет по уровням квалификации кадров и использование в планировании на предприятии, отрасли, в регионе, в стране защита интересов собственников-работодателей и самого наемного профессионала

Европейская рамка ИКТ-компетенций (the European e-Competence Framework )как ключевой документ формирования e-Skills обзор технологий и соответствующих компетенций, востребованных на рынке труда; Потребители: компаниями– производителями услуг и продуктов ИКТ, компаниями, использующими ИКТ в своей основной деятельности, ИТ-специалистами, ИТ-руководителями, сотрудниками кадровых служб, представителями государственных, образовательных организаций. Задачи: анализ профессий ИКТ-сектора, существующих на данный момент времени, методики описания профайлов профессий, функциональных обязанностей в рамках различных ролей, предполагаемых для ИКТ- специалистов организациями. анализ образовательных программ подготовки специалистов; обзор текущего состояния Европейской метасистемы навыков в области ИКТ, уточнение реалий и выработка рекомендаций по дальнейшей работе.

Европейская рамка ИКТ-компетенций (The European e-Competence Framework)

Пример описания компетенции «Согласование ИС и бизнес-стратегии» из Европейской рамки ИКТ-компетенций Дескриптор 2 - ИКТ- компетенции Дескриптор 3 – поправки на уровень Дескриптор 4 – знания Знает / Осведомлен о / Знаком c Дескриптор 4 – умения Способен A.1. Согласование ИС и бизнес- стратегии Предвидит долгосрочные перспективы развития бизнеса и определяет инфраструктуру ИС в соответствии с организационной политикой. Принимает стратегические решения в отношении развития инфраструктуры ИС, включая стратегию использования ИТ- ресурсов. K1– концепцией бизнес-стратегии; K2– внешними и внутренними тенденциями и факторами, оказывающими влияние на развитие предприятия; K3– возможностями и потенциалом релевантных бизнес-моделей; К4– бизнес-целями и задачами предприятия; К5– моделями и стратегиями по выбору поставщиков услуг. S1– анализировать будущее развитие технологий и бизнес-процессов; S2– определять требования для процессов, связанных с предоставлением ИТ-услуг; S3– определять и анализировать долгосрочные интересы; пользователей/заказчиков S4– участвовать в разработке и развитии ИТ-стратегий и политик; S5– участвовать в разработке и развитии стратегии бизнеса. Уровни 1,2,3 не применяются. Уровень 4– Осуществляет руководство с применением лидерства в создании и реализации долгосрочных инновационных решений, связанных с ИС

Дерево семейств европейских ИКТ-профилей

ИКТ-профиль – CIO (фрагмент) Название профиля ИТ-директор Аннотация профиля Определяет и поддерживает ИС предприятия, отвечающую интересам организации и бизнеса Миссия профиля Разрабатывает и реализовывает управление и стратегию ИС. Определяет необходимые ресурсы для реализации стратегии. Предвидит эволюционное развитие рынка ИТ и развитие предприятия. Вносит вклад в стратегический план развития предприятия. Возглавляет или/и участвует в крупных проектах, связанных с изменениями. Результаты (за которые:) Утверждает (А)Отвечает (R) Участвует/Консультирует /Информирует (С) ИТ-стратегия & реализация ИТ-департамент и бюджет Портфолио проектов SLA Стратегия информационной безопасности Политика управления рисками Основные задачи Определение стратегии компании в развитии ИС предприятия Управление ИТ-департаментом Обеспечение уровня менеджмента качества во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами

Национальная модель ИТ- компетенций США Модель создана экспертами из различных областей деятельности в сотрудничестве с Администрацией занятости и обучения США (ETA).

Модель формирования ИТ-компетенций Этот ресурс используют для определения наличия необходимых навыков у работников разработки на основе компетенций отраслевых показателей эффективности учебных программ и тренингов сертификации сотрудников развития ресурсов профессиональной ориентации персонала

Модель ИТ-профессии согласно IEEE Computer Society

Древовидная модель области знаний Enterprise ITBOK («Корпоративные ИТ»)

Российская практика формирования и применения профессиональных стандартов Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно- квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Национальная рамка квалификаций российской федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http// rspp.ru/?page_id=328http// rspp.ru/?page_id=328 Утверждено 12 из 30!

Общая структура знаний в области корпоративных ИТ

Образовательные стандарты сегодня регулятор структуры и содержания (минимальный набор) образовательных программ требования по структуре образовательной программы набор компетенций, который должна формировать образовательная программа Набор компетенций образовательного стандарта -это не отражение набора положений профессиональных стандартов

Формирование образовательных программ, основанных на требованиях профессиональных стандартов Анализ и интерпретация проф.стандартов Разработка образовательной программы Оценка программы потенциальными работодателями Необходимость отражения в образовательных программах положения профессиональных стандартов в ИКТ зафиксировано в стандартах ФГОС 3+ Сформированы ожидания бизнес-сообщества в части получения выпускника исходя из текущих потребностей рынка

Формирование образовательных программ, основанных на требованиях профессиональных стандартов. Препятствия Ограничением в применении профессиональных стандартов сегодня является отсутствие положения об использовании профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ («Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ») 2. Инертность системы образования 3. Отсутствует процедура оценки полученных профессиональных компетенций со стороны ВУЗа 4. Отсутствует процедура оценки полученных профессиональных компетенций со стороны бизнес-сообщества 5. Отсутствует методика использования профессиональных стандартов при оценке квалификации и допуске к профессиональной деятельности работников образования «наиболее подходящим в широком смысле будет понимание профессионального и образовательного стандартов как общественного договора с системой взаимных обязательств всех участников»

Как гармонизировать стандарты?

Благодарим за внимание! Ваши вопросы!