Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Правила разработки образовательной технологии по учебному предмету. 2. Правила проектирования и планирования образовательных технологий на учебных занятиях 2
I. Правила разработки образовательной технологии по учебному предмету
Образовательная технология (ОТ) по учебному предмету разрабатывается исходя из: правил технологизации обучения в экономическом вузе, цели, структуры, содержания и объема учебной информации по дисциплине, концептуальных подходов к выбору способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления, в совокупности гарантирующих в заданных условиях и в установленное учебным планом время достичь цели обучения, обозначенной ГОСом.
Введение Концептуальные основы ОТ Технологии обучения (ТО) на лекциях, семинарах и практических (лабораторных) занятиях Cтруктура образовательной технологии учебному предмету
Содержательные параметры образовательной технологии по учебному предмету 1. ВВЕДЕНИЕ. В этой части ОТ: обосновывается актуальность технологизации обучения в условиях углубления рыночных принципов экономики и демократизации общества, описывается структура ОТ по учебному предмету и дается краткая характеристика спроектированным технологиям обучения на лекционных, практических и семинарских занятиях.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТ. В этой части ОТ раскрываются: актуальность, цель и задачи учебной дисциплины, общий объем аудиторных часов и распределение их по темам и видам работ в соответствии с типовой программой учебного предмета; содержание учебного предмета: в соответствии с типовой программой учебного предмета последовательно излагается тематическое содержание учебного предмета; концептуальные положения разработки технологии обучения на учебных занятиях: здесь обозначаются концептуальные подходы к проектированию технологий обучения, на основе которых осуществляется выбор способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления. Содержательные параметры образовательной технологии по учебному предмету ( продолжение )
Разрабатываются для каждого учебного занятия: лекции; семинара; практического (лабораторного).
2. Правила проектирования и планирования образовательных технологий на учебных занятиях 9
Технология обучения (ТО) – это совокупность оптимальных способов и средств обучения, коммуникации, информации и управления, инструментально обеспечивающих реализацию целей обучения и гарантированное достижение прогнозируемых учебных результатов в данных условиях и в установленное время.
Разработка ТО включает в себя следующую последовательность действий преподавателя и результаты его деятельности: Последовательность действий преподавателя Результаты 1. Проектирование ТО.Модель ТО. 2. Поэтапное планирование совместной деятельности со студентами на учебном занятии. Технологическая карта учебного занятия. 3. Разработка организационно- дидактического обеспечения учебного процесса. Приложения к технологической карте учебного занятия, учебно- методические и визуальные материалы.
Технология обучения на учебном занятии имеет следующую структуру: МОДЕЛЬ ТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Модель технологии обучения на учебном занятии представляет собой результат проектировочной деятельности преподавателя и содержит следующие сведения: название темы и вид учебного занятия, его структура; цели обучения, планируемые учебные результаты и педагогические задачи; методы, формы и средства обучения; условия обучения, способы и средства обратной связи.
Учебное время: …час. Структура учебного занятия/ План лекции Цель учебного занятия: Сформировать навыки/углубить знания и т.д. Педагогические задачи: Ознакомить с..; Охарактеризовать..; Объяснить…; Раскрыть…; Научить… И т.д. Результаты учебной деятельности: перечисляют…. дают развернутую характеристику…; называют…; последовательно раскрывают…; составляют, решают, планируют и т.д. Методы обучения Лекция/ Инсерт/ мозговой штурм и т.д. Формы организации учебной деятельности Фронтальная/ коллективная/ работа в группах Средства обучения Раздаточные учебные материалы/ флипчарт/ визуальные материалы и т.д Способы и средства обратной связи Блиц-опрос/ тестирование/презентация результатов выполнения учебного задания и т.д. 14 Универсальная модель технологии обучения на учебном занятии Тема (название)………………………………
Технологическая карта (ТК) учебного занятия - документ, содержащий детальное описание процессуальной структуры ТО на учебном занятии. Раскрывает содержание поэтапной последовательности действий преподавателя и студентов с учетом характерных особенностей того или иного вида учебного занятия.
16 Этапы, время Содержание деятельности преподавателя студентов 1 этап. Введение в учебное занятие (…мин) 1.1. Сообщает тему, цель и планируемые учебные результаты. Знакомит с планом / особенностями учебного занятия Называет (на лекции): ключевые категории и понятия по данной теме; список литературы для самостоятельной работы (Приложение ) Сообщает показатели и критерии оценки учебной работы на занятии (Приложение ). Слушают, записывают, уточняют, задают вопросы. 2 этап. Основной (…мин) 2.1. Проводит актуализацию знаний посредством блиц- опроса/вопросно-ответной формы/ мозгового штурма и т.д. (Приложение ) 2. Последовательно описываются действия по организации образовательного процесса согласно структуре/плану лекции /семинара/ практического занятия. Отвечают Конспектиру ют. Работают в группах, презентуют результаты групповой работы и т.д.. 3 этап. Заключительно- результирующий (…мин) 3.1. Делает заключение по теме, концентрирует внимание студентов на главном, сообщает о важности проделанной работы для будущей профессиональной деятельности Оценивает деятельность групп/ отдельных студентов/подводит итоги взаимооценки. Анализирует и оценивает степень достижения цели учебного занятия Дает задание для самостоятельной работы, сообщает показатели и критерии его оценки. Проводят самооценку/ взаимооценку. Задают вопросы. Записывают задание. Универсальная технологическая карта учебного занятия
Приложения к технологической карте учебного занятия выполняют функцию организационно-дидактического обеспечения учебного процесса.