Повышение роли технического осмотра в обеспечении безопасности дорожного движения транспортных средств Зубриський С.Г. Красавин П.А.
В 2010 году вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств». Этот основополагающий документ разработан с учётом международных требований, гармонизирован с Правилами ЕЭК ООН. Технический регламент устанавливает требования к безопасности колёсных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колёсных транспортных средств.
Жизненные циклы в соответствии с техническим регламентом Регламент определил объекты технического регулирования, на которые распространяется его действие. Принятие нового технического регламента уже позволило осуществить меры по повышению уровня безопасности вновь выпускаемых отечественной промышленностью и ввозимых из-за рубежа транспортных средств и обновлению автомобильного парка РФ.
Автопарк по годам постановки на учёт На года в Российской Федерации на учёте в ГАИ числилось автомототранспортных средств, в т.ч – со сроком эксплуатации не более 5 лет (24,11% от всего парка). На года на учёте в Российской Федерации находилось уже автомототранспортных средств, в том числе – со сроком эксплуатации не более 5 лет (28,26 % от всего парка).
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ в РФ ТЯЖЕСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СНИЗИЛАСЬ С 9,6 ПОГИБШИХ НА 100 ПОСТРАДАВШИХ В 2010 ГОДУ ДО 9,3 ПОГИБШИХ НА 100 ПОСТРАДАВШИХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ.
Ввод автотранспортных средств в обращение в Российской Федерации В РАМКАХ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫПУСКА ИХ В ОБРАЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ПРОДУКЦИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СЕРТИФИЦИРОВАННЫМ ОБРАЗЦАМ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОБОБЩЕНИЯ ДАННЫХ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ, А ТАКЖЕ СООБЩЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СЛУЖБ, МИНТРАНСА РОССИИ, ГИБДД МВД РОССИИ И ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ О НЕСООТВЕТСТВИИ ПРОДУКЦИИ СЕРТИФИЦИРОВАННОМУ ОБРАЗЦУ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА СНЯТО С ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ ВНЕСЕНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИЮ 4-Х МОДЕЛЕЙ АТС, ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ДЛЯ ЕДИНИЧНЫХ АТС ПЕРЕД ИХ ВЫПУСКОМ В ОБРАЩЕНИЕ - ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАЖДОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ФОРМАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КОНСТРУКЦИИ И, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, ИСПЫТАНИЙ.
СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТО и ТР в РФ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОДДЕРЖАНИЕ ИХ ДОЛЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. Организация эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии требует коренного реформирования и может вылиться в серьёзное инфраструктурное развитие Российской экономики. По данным Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомобилей (НАПТО) дефицит предприятий технического обслуживания и ремонта на настоящий момент составляет около или 50% от их общей потребности. Для сравнения в Евросоюзе на одно предприятие автосервиса приходится около 600 транспортных средств, а в России - в 3 раза больше.
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАЧЕСТВЕННЫМ И СВОЕВРЕМЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТОМ ВЫХОДИТ НА КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ И ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СЕРВИСУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СОБЛЮДАЕТСЯ В 28% ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОСЕРВИСА. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ СОСТАВЛЯЕТ 44%. ПОВЕРКА И АТТЕСТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЕДЁТСЯ В 43% ПРЕДПРИЯТИЙ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В 36% ПРЕДПРИЯТИЙ. КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ НА 60% ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОСЕРВИСА.
Основные проблемные вопросы Федерального закона 170 от 1 июля 2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.» - совмещение в одном операторе технического осмотра функции технического обслуживания, ремонта и технического осмотра; - внедрение в практику технического осмотра принципов конкуренции; - не отрегулирована экономическая сторона деятельности операторов технического осмотра (этот вид деятельности убыточен); - низки квалификационные требования к техническим экспертам; - отсутствуют компетентные организационно-методические и контрольно-надзорные структуры управления.
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ в РФ ПОКАЗАЛ РОСТ ЧИСЛА ДТП ВСЛЕДСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АМТС. В 2010 ГОДУ в РОССИИ СОВЕРШЕНО ТАКИХ ДТП 1127, в КОТОРЫХ ПОГИБЛО И РАНЕНО 227 и 1509 ЧЕЛОВЕК СООТВЕТСТВЕННО. В 2013 ГОДУ КОЛИЧЕСТВО ДТП ВСЛЕДСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АМТС СОСТАВИЛО 1541, в КОТОРЫХ ПОГИБЛИ И РАНЕНО 359 и 2230 ЧЕЛОВЕК СООТВЕТСТВЕННО. Следовательно, за три года отсутствия должного контроля за техническим состоянием АМТС количество ДТП, связанных с техническим состоянием ТС, увеличилось на 36,7%, а погибших и раненых в них - на 58,1% и 47,8 % соответственно.
ОТДЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ЗАСЛУЖИВАЕТ РЕФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ ДЛЯ ЭТОГО ЯВЛЯЮТСЯ СТ. 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ N 196-ФЗ (РЕД. ОТ ) «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ, ЧТО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ РАБОТЫ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ (ДАЛЕЕ - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ) И ГРАЖДАНАМИ - УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ДАЛЕЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ) И ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ (РЕД. ОТ ) «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (ВМЕСТЕ С «ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»).(РЕД. ОТ ) «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (ВМЕСТЕ С «ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»).
Основными целями обязательного технического осмотра являются : - недопущение к дальнейшей эксплуатации транспортных средств, имеющих неисправности, и условий, при которых запрещается их эксплуатация; - реализация требований законодательства о соблюдении владельцами либо лицами, эксплуатирующими транспортные средства, обязанностей по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии.
И Т О Г И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАЧЕСТВЕННЫМ И СВОЕВРЕМЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТОМ, А ТАКЖЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ОСМОТРОМ ДОСТИГЛИ КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. УЧИТЫВАЯ, ЧТО С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 018/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЁСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ», НЕОБХОДИМО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.