Умелое владение устной речью обеспечивает профессиональную успешность педагога: дает возможность убеждать аудиториию; позволяет воздействовать на людей посредством слова; является показателем общей культуры; оказываются профессиональным инструментом.
Название вида публичного выступления Цель публичного выступления Формы публичного выступления 1. Информационная речь Сообщить некоторую информацию Научный доклад, сообщение, лекция, монолог учителя при объяснении, ответ ученика на уроке, рассказ о каком-либо случае, инструкция, объяснение чего- либо 2. Протокольно- этикетная речь Соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол Приветственная и похвальная речь, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, официальный тост и др. 3. Развлекательная речь Развлечь собравшихся Неофициальный тост, рассказ об интересном происшествии, смешном случае из жизни, публичный анекдот 4. Убеждающая речь Убедить слушателей в своей точке зрения Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления
1. Решительное начало и решительный конец выступления 2. Краткость 3. Выраженная обращенность оратора к аудиториии 4. Установление и поддержание контакта с аудиториией 5. Диалогичность 6. Разговорность стиля выступления, понятность, доступность для слушателей 7. Сдержанная эмоциональность 8. Правильность речи 9. Достаточная громкость
Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга. Публичные выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль, в основной части приводятся аргументы и доказательства, в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории и
Название приема Сущность приема Обращение к событию, времени, месту Свяжите тему вашего выступления с местом (аудиториией), в котором проходит встреча; со временем начала выступления; с событием, которое происходит в данный момент. Возбуждение любопытства Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Обращение к борьбе, конфликту; драматизм Ищите конфликт: столкновение и борьба вызывают невольный интерес. Столкните разные точки зрения путем вступления в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения Демонстрация какого-либо предмета Покажите любой предмет и свяжите его с темой вашего выступления. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном лично вами. Расскажите историю, произошедшую лично с вами или с вашими знакомыми.
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Свяжите тему вашего выступления с информацией, которую вы недавно получили из средств массовой коммуникации(радио, телевидение, газеты, журналы). Риторический вопрос Задайте проблемный вопрос, который не требует ответа или поставьте вопрос, о котором вы хотите поговорить. Диалогизация выступления Задайте вопросы всей аудиториии или отдельным слушателям, организуйте дискуссию, используйте вопросно-ответную схему. Цитирование знаменитости, знакомого Приведите в качестве примера цитату, высказывание кого-либо, просто интересную, на ваш взгляд, мысль. Приведение исторического эпизода Авансирование Приведите в качестве примера исторический случай. Специально упомяните об интересном факте, но пообещайте рассказать об этом позже
Название варианта Пример Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость «Верно гласит народная мудрость: «без труда не выловишь рыбку из пруда». Обобщающий вывод «Итак,...». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме. Обращение к слушателям с пожеланием, советом «Хочется пожелать вам хорошо провести выходные (предстоящие праздники)». «Дополнительную информацию об этом вы сможете найти в Интернет на сайте…». Благодарность за внимание«Благодарю за внимание». «Спасибо». Комплимент аудиториии«Спасибо за внимание. Мне было приятно выступать перед такой внимательной и заинтересованной аудиториией». «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».
1. Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, весь эффект от выступления исчезает. 2. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. 3. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод, все впечатление от него будет смазано. 4. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. 5. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиториию в настроении безнадежности и беспросветности. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. 6. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» – заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
Презентация – это представление своих способностей, своего продукта потребителям с целью добиться от них нужного решения (действия). Презентатор должен вызвать в аудиториии последовательно четыре реакции: 1) внимание; 2) интерес; 3) решение; 4) действие Презентация – это такое воздействие, которое осуществляется на основании впечатления и убеждения. Подготовка презентации сводится к осуществлению 4 действий. Необходимо: 1) знать цели; 2) иметь план; 3) владеть темой; 4) контролировать время.
подача факта как нового («недавно установили…»; подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов; подача факта как установленного психологами; подача факта как установленного зарубежными (особенно американскими или японскими) учеными; подача факта как установленного молодыми учеными; упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных; ссылка на то, что об этом говорили еще такие известные люди, как Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой и др.; ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого; подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас.
1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. 2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Слушателям интересно в первую очередь то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. 3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. 4. Не готовьтесь в день выступления. 5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.
1)Мимика –выражение лица. 2) Пластика включает позы, положение тела, а также перемещение в пространстве. 3) Жесты –движения руками. 4)Вокал – управление голосом. Вокал характеризуют такие факторы, как: громкость; тембр; дикция; интонация; темп. 5) Внешний вид оратора