Забайкальский край г.Чита ГУЗ «Забайкальский онкологический диспансер» Роль медицинской сестры в организации ухода за больными детьми с онкогематологическими заболеваниями Автор: Лемехова Оксана Александровна старшая медицинская сестра детского онкологического отделения АКТУАЛЬНОСТЬ: На сегодняшний день в Забайкальском крае сложилась тревожная ситуация, только в I квартале 2014 года отмечен 30%-й рост онкогематологических патологий у детей. Причем, отмечены новые, ранее не встречавшиеся в регионе формы онкологических заболеваний, злокачественных анемий и лейкозов. По статистике Всемирной организации здравоохранения, рак - вторая по частоте причина смертности у детей после насильственной смерти (травматизм, убийства, самоубийства). В год заболевают около 15 детей из каждых 100 тысяч. Заболеть раком за период детства рискует один ребёнок из 450. Сегодня в России ежегодно выявляется 4,5 - 6,5 тысяч детей со злокачественными опухолями. Наиболее часто дети болеют раком кроветворных органов (лейкозы, злокачественные лимфомы, лимфогранулематоз) - 70%. Реже всего встречаются "взрослые" формы рака - 3%. Многие детские опухоли хорошо поддаются химиотерапии и лучевой терапии. Поэтому около 70% больных детей могут быть излечены от рака. Структура заболеваемости ЗН детского населения Забайкальского края за период гг. Структура заболеваемости детей злокачественными новообразованиями в декретированных возрастных группах за период Современные «жесткие», высокотехнологичные терапевтические планы требуют многогранной, сложной сопроводительной терапии, без которой выздоровление и жизнь больного ребенка ставятся под сомнение. Именно это заставляет говорить о необходимости совместной работы вместе с родителями и близкими каждого нашего маленького пациента для преодоления всех трудностей противоопухолевой терапии. Взаимное уважение, доверие, взаимопонимание и милосердие – это основные принципы на пути совместной борьбы с болезнью к выздоровлению ребенка. Основной задачей среднего медицинского персонала совместно с психологом помочь психологически настроиться родителям больных детей стать опорой болеющего ребенка. ВЫВОДЫ Роль среднего медицинского персонала работая, как единый механизм детского онкологического отделения, является неотъемлемой частью и связующим звеном между врачом, маленькими пациентами и их ухаживающими. Обеспечивает качественный уход и лечение страшного недуга. Постоянное совершенствование среднего медицинского персонала позволяет до минимума снизить побочные эффекты во время и после лечения.. Дети по своей природе благодарные пациенты. Они умеют радоваться жизни в каждой мелочи, забывают о недавнем плохом самочувствии, легче прощают причиненную на процедурах боль. И тогда все вместе- врачи, медицинские сестры, психологи, родители – смогут стать опорой для болеющего ребенка. Чтобы он мог поскорее вернуться обратно в свою жизнь до болезни. И быть по-настоящему счастливым!!! МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ЦЕЛЬ Определить профессиональную роль и перспективы ее реализации среднего медицинского персонала в организации ухода за онкогематологическими больными в детском онкологическом отделении ЗАДАЧИ Психологическая поддержка маленького пациента и его родителей Обучить ухаживающего навыкам общего ухода за больным ребенком Обучить контролю над синдромами и симптомами во время лечения Обучить ухаживающих за больным ребенком приемам само и взаимопомощи Психологическая поддержка. Работа медсестры сов местно с психологом отделения в психологической поддержке родных и ухаживающих заболевшего ребенка + благотворительный фонд «Пчелка майя», в проведении мероприятий для детей Выполнение врачебных назначений Забор анализов на обследования, сопровождение на КТ с контрастированием, МРТ, Rg- графию, УЗИ. Ассистирование при проведении люмбальной пункции, при заборе костного мозга, катетеризации центральной вены. Проведение в/в, в/м, п/к манипуляций. Проведение химиотерапии. Обработка подключичных катетеров. Обучение ухаживающего навыкам общего ухода за больным ребенком. Соблюдение правил гигиены : мытье рук, обработка предметов окружающих ребенка, следить тщательно за полостью рта, не передавать надкушенную еду. Тщательное и регулярное полоскание полости рта антисептическими растворами. Зубы чистить нельзя. Смена нательного и постельного белья ежедневно. Ухаживающие должны принимать ежедневный душ. Со стороны медсестры- контроль. Обучение контролю над синдромами и симптомами во время лечения (химиотерапии). Медицинская сестра по назначению врача выдает ухаживающему за больным ребенком дневник наблюдения, где фиксируется суточный диурез ребенка, количество выпитой жидкости. Медицинская сестра записывает количество в введенной жидкости в организм ребенка с помощью внутривенной инфузии. Ведет подсчет диуреза почасовой, суточный. КОМАНДА Больной ребенок и его родители врач Медицинская сестра Психолог, благотворительный фонд Обучить ухаживающих за больным ребенком приемам само-и взаимопомощи. Обучает ухаживающих, как помочь ребенку при побочных эффектах химиотерапии : алопении (выпадение волос), тошноты и рвоты, воспалении слизистых оболочек, диареи, слабости. Как вести себя, и как оказать ребенку первую доврачебную помощь при геморрагическом синдроме (носовом кровотечении). Врач Медицинская сестра ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Положительная динамика связана с повышением профессионального уровня медицинских сестер, использования в своей работе технологий медицинских услуг. С развитием медицинской техники, появлением новых методов исследований, новых методов лечения, отмечается стабилизация детей после лечения и ухода за ними. Успех в обучении родителей и детей в значительной мере зависят от внимания и профессионализма медицинских сестер. Методическая литература: Н.О.Леднева «Книга в помощь; пособие по лечению детского лейкоза и других онкологических заболеваний». Мониторинг историй болезни и врачебных назначений. Статистические данные по Забайкальскому краю.