Учитель-логопед МБДОУ 162 Антишина О.Н. г. Архангельск Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИСТАВКА 5 класс. Словарно-орфографическая работа.
Advertisements

Я умею думать, Я умею рассуждать, Новые знания легко открывать!
Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ50» г. Саратова Афанасьева Л.А.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 44«Родничок» Боркивец Наталья Андреевна учитель - логопед.
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 4 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Г. БОКСИТОГОРСКА» Учитель-логопед: Ермилова Светлана Викторовна 2014.
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению заданий частей А и В Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Задание А 7 (Правописание суффиксов)
Речь Речь форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Устная Письменная Внешняя Внутренняя.
В 4 «г» КЛАССЕ.
Способы словообразования имен существительных Урок наблюдений, размышлений и творческих находок.
Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Словообразование существительных Как образованы данные существительные? лётчик монтёр тракторист шахтёр тракторист шахтёр машинист кузнец машинист кузнец.
Вставьте пропущенные буквы. Ра_писаться на листке, быстрый ра_бег, и_ходить все дороги, и_резать бумагу, самолёт в_летает, сильно в_потеть, громко во_кликнуть,
Развитие орфографической зоркости младших школьников Выполнила: Разумова Т. М. Учитель средней школы 11.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ»
Развитие орфографической зоркости младших школьников Выполнила: Разумова Т. М. Учитель средней школы 11.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Бреус Елена Петровна Учитель-логопед МБДОУ Покажи где птицы, дикие животные, одежда, транспорт. ( обобщающие слова).
Транксрипт:

Учителль-логопед МБДОУ 162 Антишина О.Н. г. Архангельск Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.

– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

задачи: – целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; – актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; – закреплять обобщающие понятия; – упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; – упражнять в навыках словообразования существителльных, приставочных глаголов, относителльных, притяжателльных прилагателльных); – упражнять в навыках словообразования существителльных, приставочных глаголов, относителльных, притяжателльных прилагателльных); – упражнять в навыках связной монологической речи.

1. Закрепление наиболее продуктивных словообразователльных моделей. 2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. 3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразователльных моделей.

а. Существителльные. б. Глаголы. в. Прилагателльные. Образование уменьшителльно- ласкателльных существителльных суффиксами: -к-; -ик-; чик; ОЧК, -ЕЧК, -ИЦ, -Ц. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Образование притяжателльных прилагателльных с суффиксом -ин

большой предмет суффикс (ИК,ОК,К,ЧИК) маленький предмет

мыла вымыла, вешает повесила, рисует нарисовал обувает обувается, причесывает-причесывается,

Приставка совершаемое действие действие закончено совершаемое действие частица СЯ действие повторяется

притяжателльных прилагателльных с суффиксом -ин-. ( тетин, дядин ) инин

инин

1 Существителльные. 2. Глаголы. 3. Прилагателльные. образование: а) уменьшителльно- ласкателльных существителльных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, - ышк-; б) с суффиксом -ниц-(сахарница), в) с суффиксами -инк- (пылинка), ин- (виноградина, виноградинка). Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-. а) притяжателльных прилагателльных с суффиксом -и- без чередования (лисий) и с чередованием (волчий,, медвежий и т.д); б) относителльных прилагателльных с суффиксами -н-,(летний, ватный,) и чередованием (огуречный, снежный, )

ниц ин инк

-оньк-, -еньк-, ( берёзонька, лисонька, Лизонька, реченька.) шик, ышк-, -ушк ( солнышко, донышко, братшика, избушка ) -ин-, - инк-( баранина, осетрина, бисеринка, икринка )

Модели глаголов НИЦ ник 2. в-, вы-, на-, вы- и глаголы пространственного значения с приставкой при-. 3. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.

1 Существителльные. 2. Глаголы. 3. Прилагателльные. Образование названий профессий – ист; -телль; - яящик; -ач. пространственного значения с приставками –с; -у; -под; - от; - за; -пере; -до. а) относителльных с суффиксом -ан,- ян, -енн; б) качественных с суффиксом -оват, -еньк, - - анни

муравейник

Модель, обозначающая вместилище ник, ниц (чайник, сахарница ) 3. Модель, обозначающая деятеля(человека) ник, телль, ист, ач, ниц, яящик, (лесник, строителль, пианист, трубач, огородница, носильяящик)

удаления от чего-либо. приближения к чему-либо, От (ото), у (отлетел, уехал…) По, под (подбежал, ) пересечения пространства или предмета. пере- (перепрыгнул, перешел…) Об (обо) объехал, обошел…

3.3. Прилагателльные Образование: а) относителльных прилагателльных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; б) качественных пилагателльных с суффиксом -оват-, -еньк. (беленький хорошенький, розоватый, сладковатый, )

водичка водник водный водяной подводная вода водолаз водопад водопровод водопроводчик заводь

Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения. Выделение общего значения, вносимого аффиксом. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, суффикс -ик- вносит значение уменьшителльности, -ниц- – значение вместилища ист- деятеля). анализ звукового состава выделенной морфемы. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы). Самостоятелльное образование слов с данным аффиксом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ