Совершенствование налогового администрирования (Общая часть и Налоговое администрирование Налогового кодекса) Докладчик: Председатель НК МФ РК Рахметов Н.К. 25 июня 2008 года Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Обеспечение стабильности налогового законодательства Введение положения, устанавливающего, что любые изменения и дополнения в Налоговый кодекс, принятые не позднее 1 июля текущего года, вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом внесения таких изменений. Введение положения, определяющего, что все нормативные правовые акты по вопросам налогообложения могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие с 1 января года, следующего за годом их принятия. Данное предложение обусловлено необходимостью обеспечения стабильности налогового законодательства в течение текущего года. Кроме того, увеличение срока, в течение которого не могут быть внесены изменения, позволит обеспечить качественное оказание налоговых услуг (например, разработка форм налоговой отчетности и реализация их в информационных системах, буклетов по разъяснению налогового законодательства и т.п.). 1 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Улучшение качества норм Налогового кодекса (обеспечение их прямого действия) Действующий НК: Предлагаемый НК: Приказ Председателя НК МФ РК «Об утверждении форм налоговой отчетности» ………………. Приказ Председателя НК МФ РК «Об утверждении Государственного реестра ККМ с ФП» Приказ МФ РК «Об утверждении формы квитанции для сбора налогов на имущество, транспортные средства и земельного налога, уплачиваемых налогоплательщиком – физическим лицом» Постановление Правительства РК «Об утверждении перечня налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу» 131 нормативных правовых акта, в т.ч. по налоговому администрированию нормативных правовых акта, в т.ч. по налоговому администрированию 29 2
Совершенствование налогового администрирования Орган налоговой службы Наличие способов предотвращения и мер по выявлению фактов уклонения от налогообложения, применение мер ответственности (акцент на недобросовестных налогоплательщиков) Повышение качества налоговых услуг путем обеспечения соответствия налоговой политики международным принципам, развития IT – технологий, взаимодействия с гос.органами, соответствующего финансирования (акцент на добросовестных налогоплательщиков) Регистрация Сбор налогов Налоговый контроль Апелляция Налогообложение исчисление налоговых обязательств сдача ФНО Уплата Взыскание по результатам налоговой проверки на действия/ бездействия 3
Упрощение регистрации налогоплательщика путем исключения: подачи заявления об изменении данных, которые могут быть получены от других государственных органов – изменение Ф.И.О., наименования, адреса и т.д.; регистрационного учета по месту осуществления деятельности. Передача регистрации индивидуальных предпринимателей в органы юстиции. Запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей лицам, признанным недееспособными, безвестно отсутствующими, бездействующим, находящимся в розыске или в местах лишения свободы. Оптимизация плательщиков НДС через исключение из числа плательщиков НДС структурных подразделений. Регистрация налогоплательщиков 4 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Совершенствование политики по авансовым платежам по КПН (ИПН) Сохранение прежнего порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по КПН только в отношении налогоплательщиков, состоящих на мониторинге, а также недропользователей. Исключается требование о предоставлении расчета авансовых платежей, а также их уплаты, для налогоплательщиков, не состоящих на мониторинге, и не являющихся недропользователями. 5 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Оптимизация налоговой отчетности Сокращение отчетности за счет исключения льгот и особых порядков налогообложения. Исключение отражения в налоговой отчетности информации, которая может быть получена от других государственных органов – например, ОКЭД, сведения по уплате. Сокращение частоты сдачи налоговой отчетности в налоговый орган в связи с переходом на квартальные и годовые сроки. Исключение обязанности представления налоговой отчетности для определения налоговых обязательств, которые могут быть исчислены налоговым органом по сведениям от других государственных органов – налог на недвижимое имущество. Оптимизация налоговой отчетности, представляемой субъектами малого предпринимательства (введение единой формы налоговой отчетности по социальному налогу, ИПН, удерживаемого у источника выплаты, ОПВ и социальным отчислениям; исключение представления расчетов авансовых платежей по КПН/ИПН). 6 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Оптимизация периодичности представления налоговой отчетности Вид налога Действующий порядок Предлагаемый порядок КПН/ИПНРасчет 2 раза в год + декларация Для состоящих на мониторинге – расчет 2 раза в год + декларация Для остальных – только декларация НДСМесяц/ квартал Квартал СН/ИПН у источника Квартал Акциз Месяц ЗН, Нн ИРасчет 4 раза в год + декларация Замена на налог на недвижимое имущество и отмена представления отчетности (с 2011 года) Для субъектов малого предпринимательства КПН/ИПН (общеустановленный порядок) Расчет 2 раза в год + декларация Декларация 1 раз в год не позднее 31 марта КПН/ИПН (упрощенная декларация) Декларация 4 раза в год 7
Оптимизация даты представления налоговой отчетности и срока уплаты Установление единого налогового периода для представления налоговой отчетности в налоговый орган по всем налогам – квартал, за исключением КПН/ИПН – календарный год, акциз- месяц Введение единого срока представления налоговой отчетности – не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода (в действующей редакции 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) Предоставление налогоплательщику 45 календарных дней для составления и представления налоговой отчетности в налоговый орган (в действующей редакции 20 дней) Достаточное время для составления налоговой отчетности позволит налогоплательщику составить более точную налоговую отчетность и избавит от необходимости представлять дополнительную налоговую отчетность Установление единого срока уплаты – в течение 10 календарных дней с установленного срока для представления налоговой отчетности (в действующей редакции от 5 до 10 рабочих дней) 8 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Продление срока представления налоговой отчетности Распространение возможности продления срока представления налоговой отчетности и на расчеты (ранее сроки представления продлевались только по декларациям). При этом запрещается продление при наличии: задолженности в бюджет на дату подачи заявления; нарушения сроков представления налоговой отчетности за двенадцатимесячный период, предшествующий дате подачи заявления. 9 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность Запрет на внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность: проверяемого налогового периода – в период осуществления комплексных и тематических проверок, а также в течение срока подачи жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки с учетом восстановленного срока подачи жалобы; обжалуемого налогового периода – в период рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки. 10 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Упрощение порядка применения Налоговых конвенций Предоставление налоговым агентам права самостоятельного применения положений конвенций без перечисления налога на доходы нерезидентов в бюджет либо на условный банковский вклад. 11 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Введение новой формы платежного документа для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет: исключение требования к налогоплательщику указания в платежных документах реквизитов ЕКС (ИИК,БИК, Кбе; КОд....) и др. Формирование электронного платежного поручения при сдаче ФНО в электронном виде. Развитие Web-киосков (включая в сельской местности) и других электронных средств (интернет, банкоматы) с реализацией услуг по: получению информации о сумме налоговой задолженности для уплаты; выдаче платежного поручения со всеми реквизитами для уплаты; приему наличных денег на уплату в бюджет. Введение порядка автоматического зачета излишне уплаченных сумм налогов, плат, пени, штрафов без заявления налогоплательщика с установлением очередности погашения задолженности: от вида налога с наибольшей суммой недоимки к наименьшей сумме. Упрощение исполнения налоговых обязательств по уплате платежей в бюджет 12 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Изменение сроков уплаты налогов Получение налогоплательщиком отсрочки по уплате налогов под залог имущества третьего лица (в действующем законодательстве отсрочка только под залог имущества самого налогоплательщика или гарантию банка). Установление четких критериев предоставления отсрочки по уплате налогов в Налоговом кодексе, а не в Постановлении Правительства РК. Увеличение срока предоставления отсрочки по уплате налогов до двенадцатимесячного периода без привязки к календарному году (в действующей редакции - не более 10 месяцев календарного года). Сокращение перечня документов, прилагаемых к заявлению на получение отсрочки по уплате налогов, до 2-х (в действующем законодательстве - 4). 13 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Взыскание налоговой задолженности Введение предельного размера налоговой задолженности, освобожденного от применения к нему налоговыми органами способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства (за исключением начисления пени) и мер принудительного взыскания. Установление запрета банкам на открытие новых банковских счетов бездействующим налогоплательщикам, а также клиентам банка при наличии у последних в данных банках открытого банковского счета, на который налоговыми органами выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций. Передача администраторам судов функций по организации проведения аукционов для реализации ограниченного имущества. 14 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Взыскание налоговой задолженности Ежегодное опубликование в СМИ сведений о злостных неплательщиках (например, срок задолженности которых превышает 6 месяцев). Аналогичная практика применяется в США, странах Европейского Союза. Исключение санкционирования органами прокуратуры распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. 15 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Приостановление расходных операций по банковским счетам и наличным денежным средствам в кассе налогоплательщика Выставление инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщика Ограничение в распоряжении имуществом Взыскание налоговой задолженности со счетов дебиторов Передача ограниченного имущества на реализацию администраторам судов В случае непогашения по истечении 5 раб. дней со дня вручения уведомления Установление четкой последовательности применения способов обеспечения и мер принудительного взыскания налоговой задолженности 10 раб. дней 15 раб. дней В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика и его дебиторов Направление в суд искового заявления о принудительном выпуске объявленных акций налогоплательщика – акционерного общества с участием государства в уставном капитале имущества 16 Уведомление о погашении налоговой задолженности (направляется после истечения срока уплаты)
Расширение прав органов налоговой службы Предоставление права доступа к просмотру в программном обеспечении налогоплательщика данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, и распечатки таких данных. Предоставление права на подачу в суды исковых заявлений о признании недействительными сделок по отчуждению имущества с целью уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. 17 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Камеральный контроль Не исполнение налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, установленного для самостоятельной отработки. 18 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Процедура проведения камерального контроля 19 Налогоплательщики Камеральный контроль (КК), осуществляемый налоговым органом на основе налоговой отчетности, а также других документов и(или) сведений о налогоплательщика из иных источников по результатам КК налоговым органом направляется уведомление по выявленным расхождениям письменно представляет обоснованные пояснения по Уведомлению самостоятельно устраняет выявленные нарушения путем представления дополнительной налоговой отчетности не реагирует на полученное уведомление по КК Прекращаются действия налоговых органов Приостанавливаются расходные операции Зона максимального риска
Система управление рисками (СУР) Налоговые проверки будут осуществляться на основе СУР, т.е. на основе анализа и оценки вероятности неисполнения и (или) не полного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком. СУР - инструмент для осуществления налогового контроля, в т.ч. отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, используется в странах Евросоюза, Новой Зеландии и других развитых странах. Внедрение СУР, которая будет оценивать всех налогоплательщиков по определенным критериям и классифицировать их на 2 категории риска: максимальный риск (потенциально большое количество нарушений) – проверки в первую очередь; умеренный риск (потенциально малое и среднее количество нарушений) – плановые проверки. Преимущества СУР: отсутствие «человеческого» фактора при определении налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке сосредоточение внимания на «недобросовестных» налогоплательщиках 20 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Типы налоговых проверок Плановые – комплексные и тематические проверки исполнения налогового обязательства налогоплательщиков, определенные: системой управления рисками; репрезентативной выборкой. Внеплановые - проверки, осуществляемые на основании: заявления налогоплательщика (проверки на заявления самих налогоплательщиков); представления налогоплательщиками дополнительной налоговой отчетности, корректирующие налоги в сторону уменьшения; обоснованного решения уполномоченного органа; решения о проведении встречной налоговой проверки; решения о проведении рейдовой проверки (на основе СУР); обжалования - дополнительные проверки; решения о проведении хронометражного обследования (на основе СУР); предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан. 21 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Извещение о проведении налоговой проверки Введение формы извещения о проведении плановой налоговой проверки, которое будет содержать данные о запланированной налоговой проверке, предварительном перечне документов, необходимых для проведения проверки, правах и обязанностях проверяемого налогоплательщика. Направление извещения за 30 рабочих дней до начала проведения плановой налоговой проверки по адресу налогоплательщику (согласно регистрационным данным), что позволит ему подготовиться к её проведению. Отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в регистрационных данных, является основанием для приостановления расходных операций по его банковским счетам и передачи сведений в «черную базу». 22 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Рейдовые проверки Рейдовая проверка проводятся налоговыми органами по контролю соблюдения следующих требований: постановки налогоплательщиков на рег.учет в налоговых органах; правильности применения ККМ с ФП; соблюдения законодательства о гос.регулировании подакцизных товаров; соблюдения требования вынесенного налоговым органом распоряжения о приостановлении расходных операций по наличным денежным средствам в кассе. Для контроля за соблюдением прав налогоплательщиков к проведению рейдовых проверок могут быть привлечены представители общественных объединений (бизнес - сообществ) по согласованию с налоговыми органами. 23 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Мониторинг Мониторингу подлежат 600 налогоплательщиков с наибольшим совокупным годовым доходом: -первые республиканский мониторинг; -последующие региональный мониторинг. Перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, обновляется 1 раз в 3 года. Сокращение налоговой отчетности, представляемой по электронному мониторингу (в настоящее время хозяйствующие субъекты представляют 14 форм, планируется сократить до 8 форм). Введение жестких административных мер за искажение налоговой отчетности по мониторингу и (или) сокрытие данных, подлежащих отражению в налоговой отчетности. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан 24
Применение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ с ФП) Отмена освобождения всех налогоплательщиков от применения ККМ с ФП, за исключением лиц, работающих в области игорного бизнеса, по патенту, оказывающих услуги населению по перевозкам в общественном городском транспорте. Предусмотреть в Налоговом кодексе детализацию порядка применения ККМ с ФП и ведения Государственного реестра ККМ с ФП с целью реализации принципа «закона прямого действия». 25 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Введение одноуровневого порядка (на уровне НК МФ РК) рассмотрения жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок во внесудебном обжаловании (вместо двухуровневого). Исключение из перечня прилагаемых налогоплательщиком к жалобе документов копий акта и уведомления. Установление права налогового органа при представлении налогоплательщиком к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им к налоговой проверке, направлять такие документы на экспертизу на предмет их подлинности и достоверности. Четкая регламентация процедуры приостановления срока рассмотрения жалобы и возврата жалобы без рассмотрения. Налоговые апелляции 26 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Разовые мероприятия по налоговому администрированию Осуществление разовой акции по принудительной ликвидации бездействующих налогоплательщиков, не имеющих непогашенной задолженности. Списание по бездействующим налогоплательщикам имеющейся переплаты. Списание сумм тиын, образовавшихся по состоянию на 1 января 2009 года. Фиксирование «дебетового» сальдо по НДС, сложившегося по состоянию на 1 января 2009 года, с целью его зачета в счет предстоящих платежей по НДС. 27 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан