Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Advertisements

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».
Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» Егорова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Михаил Юрьевич Лермонтов Стихотворение «Парус» Урок литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 г. Сочи Бондаревой Риммы Александровны.
М.Ю.Лермонтов Портрет Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта) Всю свою любовь Е. А. Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих,
Тема урока: «Мотивы одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»
Работу выполнила Кустова В.П., учитель МОУ «Верх- Рождественская ООШ», Частинского района, Пермского края.
Михаил Юрьевич Лермонтов План урока: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Парус»: 1)История стихотворения. 2)Чтение и анализ.
Вереницей идут года, И не видно черты их конечной. Лермонтов... Он с нами навсегда, В строй живых записан он навечно! Это жизни дни его вернулись, Он в.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( 1814 – 1841). Тема урока: Тема одиночества в творчестве М.Ю Лермонтова. Стихотворение «Парус»
Урок литературы 5 класс Учитель Лебедева Нина Георгиевна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Урок-конференция Учитель русского языка СОШ 80: Лапшина Жанна Власовна.
Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова ( ) Поэт, прозаик, драматург.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско-Ахтарского района, Уринова Н.А. М. Ю. Лермонтов Парус.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Вольнолюбивые мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов Лермонтов Михаил Юрьевич, русский поэт, родился в Москве 2 октября 1814 г.
Биография М.Ю.Лермонтова.
Цель урока: - Познакомиться с основными этапами жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; - Проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» М.Ю. Лермонтова.
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в институте благородных девиц; отец.
Транксрипт:

Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус»

Цели урока: Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова; Определить основной мотив стихотворения; Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил; Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства; Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.

Михаил Юрьевич Лермонтов Сведения о жизни поэта ( ), Пятигорск Русский поэт, драматург Художник Офицер М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837

География Лермонтова Имение Тарханы Московский благородный пансион Петербург Школа Гвардейских Прапорщиков Дуэль в Пятигорске Ссылка на Кавказ

Родители поэта Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817), её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов ( ) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив

протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии;Тарханах его окружали любовью и заботами но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство Лермонтова М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе Московский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца. Автопортрет Обучение в пансионе

В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов прямо в грудь поэту. Трагическая гибель М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила г.

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова В. Фаворского г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841 г. Портрет Лермонтова Автопортрет

-Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю? Сообщение темы урока

Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри

Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832

Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Одинокий Покой Мятежный Какое чувство вызывает парус у самого поэта? ( сочувствие) Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море? (перемены, трагедия) (жизнь, судьбу)

Тестирование.

Конкурс чтецов.

Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление) - Что же нужно парусу? (буря и покой). - Что же это за слова в русском языке? (антонимы). - А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

Творческая работа. Задание: написать 2-3 предложения про «Парус».

Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

Домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть; 2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»; 3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».