Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста по формированию целостной картины мира.
Свободная самостоятельная деятельность детей Цель Позиция ребенка Позиция педагога Организация самостоятельных действий ребенка Ребенок самостоятельно выбирает вариант использования задания, свои действия ребенок может согласовывать со взрослыми Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивает предметно - развивающую среду, изменяет и дополняет ее соответственно детскими интересам. Взрослый может быть "потенциальным" партнером (при условиях изложенной ребенком просьбы о помощи). Позиция "рядом", то есть "сделай лучше, чем я"
Развивающая среда, способствующая возникновению самостоятельной деятельности дошкольника : *игрушки, соответствующие возрасту детей; *в групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. *Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста включает разные виды игр : сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы; самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.
Этапы формирования самостоятельной деятельности Самостоятельная деятельность Совместная деятельность Личный пример воспитателя и показ Обучение
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сюжетно – ролевые игры Игра путь детей к познанию окружающего мира. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру
С дидактическими книгами или игрушками (пирамидами, вкладышами) дети играют самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Так закрепляются их знания, полученные на занятиях, и формируются умения самостоятельного пользования дидактическими игрушками.