КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Возникновение первобытного искусства 2. Виды первобытного искусства: 1) графика (рисунки и силуэты); 2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); 3) скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); 4) декоративное искусство (резьба по камню и кости); 5) рельефы и барельефы. 3. Особенности музыкального искусства
Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.
Самый длительный период истории человечества и его культуры каменный век (404 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (4012 тыс. лет до н.э.), мезолит (128 тыс. лет до н. э.) неолит (104 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций
В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (31 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Возникновение первобытного искусства Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
Первоначально первобытное искусство носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии. В Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.
Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску, скорее всего, выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается, что их оставили древние охотники между и годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.
О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов".
Особенности живописи палеолита -Изображения очень реалистичны, точны в деталях. -Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!
Особенности живописи палеолита
ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.
Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.
Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.
КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.
КОЛОДЕЦ
В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени «Сражающиеся лучники».
КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко- географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения.
КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.
КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит.
Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём
ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений.
ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.
ПЕРВЫЕ РИСУНКИ Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов
КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.
Виды первобытного искусства графика (рисунки и силуэты); графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. рельефы и барельефы.
Особенности музыкального искусства Попытки исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины 19 века и опирались в основном на иконографческие свидетельства. Попытки исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины 19 века и опирались в основном на иконографческие свидетельства. Музыка зародилась примерно лет назад, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи. Музыка зародилась примерно лет назад, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи.
Первые примитивные музыкальные инструменты: колотушки и погремушки из черепов, которые заполняли семенами и сушеными ягодами, колотушки и погремушки из черепов, которые заполняли семенами и сушеными ягодами, каменные плиты, имеющие твердую ребристую поверхность, по которой скребли палкой, каменные плиты, имеющие твердую ребристую поверхность, по которой скребли палкой, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных. трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных.
Первые примитивные музыкальные инструменты
Пение возникло раньше речи Оно имело бытовой характер и помогало человеку в труде. Оно имело бытовой характер и помогало человеку в труде. До вербальной речи пение было мощным невербальным инструментом общения, передававшим чувства. До вербальной речи пение было мощным невербальным инструментом общения, передававшим чувства.
Особенности музыки первобытного строя связь с трудовым процессом (в охоте – сигналы, крики, шум, они перерастали в конкретные интонации, помогающие организовать коллективный труд людей). связь с трудовым процессом (в охоте – сигналы, крики, шум, они перерастали в конкретные интонации, помогающие организовать коллективный труд людей).
Особенности музыки первобытного строя связь с религией, магическая функция музыки. Люди зависели от природы, боялись ее проявлений и обожествляли природные стихии. Появлялись обряды, цель которых умилостивить духов природы связь с религией, магическая функция музыки. Люди зависели от природы, боялись ее проявлений и обожествляли природные стихии. Появлялись обряды, цель которых умилостивить духов природы
Особенности музыки первобытного строя Синкретизм Синкретизм изначальная неразделен ность танца, слова, музыки, мимики, жестов изначальная неразделен ность танца, слова, музыки, мимики, жестов
Особенности музыки первобытного строя складывались устойчивые мелодические попевки, которые заложили основу лада. Наиболее древним ладом является пентатоника. складывались устойчивые мелодические попевки, которые заложили основу лада. Наиболее древним ладом является пентатоника.
Особенности музыки первобытного строя появляются элементы многоголосия появляются элементы многоголосия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!