Старший воспитатель Косташ Н. Н учебный год Семинар - практикум « Технология « Ситуация » как средство формирования предпосылок учебных навыков »
Среди многих тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж.Руссо Этапы структуры технологии « Ситуация » 1. Введение в ситуацию 2. Актуализация 3. Затруднение в ситуации 4. Открытие детьми нового знания ( способа действия ) 5. Включение нового знания ( способа действия ) в систему знаний и умений ребенка 6. Осмысление ( итог )
1 этап Введение в ситуацию Образовательная (« взрослая ») цель « Детская цель » ( то, что дети хотят сделать )
1 этап Введение в ситуацию Ключевые фразы завершения этапа : « Хотите ?» « Сможете ?» Жизненные установки : « Если я чего - то сильно захочу, то обязательно смогу » « Я верю в свои силы » « Я все сумею, все преодолею, все смогу !» Методологически обоснованный механизм мотивации « надо » – « хочу » – « могу »
2 этап Актуализация Подготовительный этап перед « открытием » нового знания. Дидактическая игра ( предметная деятельность ): Анализ Синтез Сравнение Обобщение Классификация
3 этап Затруднение в ситуации Ключевой этап ( затруднение в индивидуальной деятельности ) Система вопросов : « Смогли ?» – « Почему не смогли ?» Китайская народная мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать»
3 этап Затруднение в ситуации В младшем возрасте завершается словами взрослого : « Значит, что нам надо узнать …..» В старшем возрасте вопросом : « Что сейчас вам надо узнать ?» Они сами хотят узнать « нечто »
4 этап Открытие детьми нового знания ( способа действия ) « Что нужно делать, если чего - то не знаешь ?» Младший возраст « придумаю сам », « спрошу у того, кто знает » Сказочный персонаж, воспитатель, родитель, повар, медицинская сестра и другие сотрудники д / с Старший возраст « придумаю сам, а потом проверю себя по образцу » Книга, познавательный фильм, телевизионная передача, поисковая система Интернет и т. д.
5 этап Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка « Что вы сейчас будете делать ? Как будете выполнять задание ?» Дидактические игры ( работа в парах, малых группах ) Общий результат
6 этап Осмысление ( итог ) 1. « Где были ?» – « Чем занимались ?» – « Кому помогли ?» 2. « Почему вам это удалось ?» Ситуация успеха : « Вам удалось … потому что вы узнали ( научились )»
Спасибо за внимание