Биология – наука о жизни Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний. Элементы содержания: биология, биотехнология, биофизика, биохимия, микробиология. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: таблицы с изображением различных форм жизни.
II. Изучение нового материала. Биология – наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Ход урока I. Организационный момент. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение методического аппарата учебника, рабочей тетради, разъяснение требований, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.
3. Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов. 4. Физиология – изучает особенности жизнедеятельности живых организмов. 5. Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов. 6. Цитология – наука о клетке. 7. Гистология – наука о тканях. 8. Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. 9. Микробиология – изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов. 10. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды. И другие науки. Например: 1. Ботаника – исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы: - микология – наука о грибах; - бриология – наука о мхах; - геоботаника – изучает закономерности распространения растений по поверхности суши; - палеоботаника – изучает ископаемые останки древних растений. И другие науки. 2. Зоология – изучает строение, распространение и историю развития животных. Подразделы: - ихтиология – наука о рыбах; - этология – наука о поведении животных. - орнитология – наука о птицах. И другие науки об определенных группах животных.
1) биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами; 2) биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах; 3) биотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых свойств в производстве. Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных наук:
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории – и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду». Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности. Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек – это живой организм, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология и др.
1. Приведите примеры дифференциации биологических наук. 2. Какие биологические науки можно отнести к интегрированным? 3. Почему современную биологию считают комплексной наукой? 4. В каких сферах человеческой деятельности имеют большое значение достижения биологии? 5. Выскажите свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. III. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам:
Домашнее задание: § 1.