Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель - становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции россиян.
Цели и задачи целевой программы Цель - развитие системы патриотического воспитания граждан Свердловской области, формирование у граждан патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Задачи: 1) развитие инфраструктуры учреждений для организации патриотического воспитания граждан Свердловской области; 2) модернизация содержания и форм патриотического воспитания; 3) развитие механизмов поддержки деятельности учреждений и организаций, реализующих инновационные программы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Комплекс мероприятий по развитию системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области обеспечение музеев патриотической направленности в государственных образовательных учреждениях современным выставочным оборудованием; обеспечение государственных образовательных учреждений туристическим снаряжением и оборудованием; создание порталов патриотического содержания, проведение конкурсов для образовательных учреждений, организаторов патриотической работы; проведение широкого спектра мероприятий историко- патриотической, героико-патриотической и военно- патриотической направленности.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности увеличение до 45 % числа обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений; увеличение до 30 % числа обучающихся, занимающихся техническими и военно-прикладными видами спорта; увеличение до 20 % числа образовательных учреждений, реализующих инновационные программы патриотической направленности и участвующих в конкурсах на получение грантов; увеличение до 100 % руководителей военно- патриотических клубов, поисковых отрядов, прошедших курсы ПК
Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает: создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно- государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
Приоритеты государственной политики в области воспитания: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
Гражданская идентичность индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. (Википедия) Гражданская идентичность – это совокупность наиболее значимых гражданских ценностей, определяющих поведение человека в обществе; осознание личностью статуса гражданина, способность и готовность выполнять гражданские обязанности. (Социологический словарь) Гражданственность – понятие, означающее целенаправленную включенность личности в политическую жизнь общества в качестве сознательного, свободного и полноправного ее участника.
Гражданское и патриотическое воспитание: формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию; создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
Гражданское и патриотическое воспитание: развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности; развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического; формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, другим негативным социальным явлениям.
Решение задачи по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании включает в себя: развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье; распространение опыта семейной и меж семейной волонтерской деятельности; внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности». Иван Ильин