Современный урок как основа эффективного и качественного образования. А. М. Спекторский год
- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Сухомлинский В.А
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения Триединая цель урока: обучающий аспект ; воспитывающий аспект; развивающий аспект.
Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Один из способов активации познавательной активности учащихся - обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.
Три уровня усвоения материала: 1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. «Развитие без накопления материала – мыльный пузырь». (К.Д. Ушинский.) 2. Применение знаний на практике, умение пользоваться знаниями в сходной обстановке, по образцам, по шаблону. 3. Применение знаний в оригинальной, нестандартной обстановке, это творческий подход к решению задач, трансформация знаний, их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий.
-- это запрограммированный результат, который должен быть получен в конце урока
Мотивационные : что учащийся прочувствует чем заинтересуется чего захочет Когнитивные : что учащийся поймёт о чём задумается что осмыслит к какому выводу придёт Поведенческие: какие навыки закрепит какие умения приобретёт какие способности усилит…
Учить анализировать Учить выделять главное Учить сравнивать Учить строить аналогии Учить обобщать и систематизировать Учить доказывать и опровергать Учить определять и объяснять понятия Учить ставить и разрешать проблемы
Формирование гуманных отношений к «другим людям»: Товарищества Доброты Деликатности Вежливости Скромности Дисциплинированности Ответственности Честности
Формирование нравственных качеств : Чувства долга Ответственности Трудолюбия Сопереживания Бережного отношения к школьному имуществу Чувства гордости за достигнутое Патриотические чувства
Типы современных уроков могут быть выделены на основании следующих признаков: 1. по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.; 2. по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.; 3. по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок- путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.
уроки когнитивного типа: урок –наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и другие; уроки креативного типа: урок составления и решения задания; урок моделирования, урок-путешествие(реальное, виртуальное); урок- наоборот (ученик в роли учителя); урок- олимпиада; урок творческого обобщения; урок- открытий; урок защиты творческих работ; ролевая игра и другие;
уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания; урок с групповой работой; урок консультация; урок- зачет; урок самооценки; урок- рефлексия и другие уроки коммуникативного типа; уроки коммуникативного типа: урок - выставка; урок – аукцион; урок - соревнование; урок - КВН; урок взаимоконтроля и другие.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
тема урока должна объявляться в интересной форме; доносить значимость материала, вырабатывать веру в эту значимость; учащиеся должны понимать, о чём идёт речь; использовать интересные примеры для понимания; более живо и творчески давать материал, более тщательно объяснять; материал давать чётко организованным
давать интересный дополнительный материал; обращаться к опыту учеников, современной жизни; БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СЛОВ; свободное обсуждение материала, свобода разговора; больше интересных и творческих заданий, дискуссий, видеофильмов, презентаций, проектов; использовать мультимедиа, интерактивную доску; использовать интернет.
язык должен быть понятным, более простым; учитель должен быть небезразличен к уроку; уделять больше внимания ученикам, понимать их; всем одинаковое внимание; устранить страх перед оценкой; более радостная атмосфера на уроке; честно ставить оценки, а не за то, что ребёнок симпатичен; не «нудеть», не монотонная речь; прерывать урок шутками
Параметры урока Кол-во 1 Назвали тему урока 2 Определили цели и задачи урока 3 Осуществили мотивацию деятельности 4Чёткая организация урока 5Пассивная работа учителя с учеником в виде самостоятельных заданий 6Активная работа учителя с учеником 7Использовали разные методы и формы деятельности 8Дифференцировали задания, работу 9Рациональное использование времени урока 10Эмоциональное поощрение как стимул работы 11Результат урока
Спасибо за внимание!