Индивидуализация и дифференциация воспитательного процесса
«Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты». В.В. Путин ( из выступления на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 года)
ФГОС об обучении, воспитании и развитии младших школьников: признание самоценности возраста в процессе личностного становления и психофизического развития ребенка; Признание важности первой ступени для всего последующего образования как этапа в жизни ребенка, связанного с освоением новой социальной позиции и новой социальной роли ученика, с формированием основ умения учиться, со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения; Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Цель воспитания: - личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием.
ЧЕЛОВЕК - ЭТО: 1. ИНДИВИД; 2. ЛИЧНОСТЬ; 3. СУБЪЕКТ; 4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ; 5. УНИКУМ
Дифференциация - (французское differentiation, от латинского differentia - разность, различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Современная энциклопедия Дифференциация (лат. differentia различие) разделение, расслоение целого на различные формы, определение признаков отличия различных форм и степеней. Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Психологический словарь Синонимы: выделение, дифференциация, дифференцирование, дифференцировка, обособление, разграничение, разделение, различение, размежевание, расслоение, расчленение выделение дифференциация дифференцирование дифференцировка обособление разграничение разделениеразличениеразмежеваниерасслоение расчленение
Цель дифференциации: организовать учебно-воспитательный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача дифференциации: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно- воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика.
Индивидуализация - выделение, обособление кого-чего-нибудь по индивидуальным свойствам.деление обособление Современная энциклопедия это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. - выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
Признаки индивидуального подхода : является гуманным воспитательным принципом; способствует формированию класса как единого целого; как и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим принципом; нуждается каждый ученик без исключения; динамичен; осуществляется различными путями.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы: систематическое изучение каждого ученика; постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику; фиксация и анализ полученных результатов; постановка новых педагогических задач.
Индивидуальная программа воспитания: 1) выработка оптимального для данного ученика режима жизни и работы в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья; 2) корректировка отношений с детьми и взрослыми, формирование культуры общения, исходя из особенностей психического склада ребенка; 3) определение, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, основных направлений совместной с ним деятельности с опорой на общечеловеческие ценности как стержневые ориентиры жизни детей; 4) организация консультативной помощи каждому со стороны учителей и разработка совместно с семьей путей овладения интеллектуальной культурой в соответствии с познавательными возможностями ребенка.
Концепция педагогического взаимодействия: Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать; Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление; Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; Собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Приемы, направленные на воспитание самостоятельности у школьников: Привлечение школьников к планированию жизни класса, определению его перспектив и задач на основе учета желаний, интересов, возможностей и особенностей членов коллектива; Выбор вариантов решения предстоящих дел; Разработка плана совместного труда; Организация рабочих групп с учетом опыта деятельности, совместности учащихся, способности взаимодействовать друг с другом; Привлечение учащихся к оценке и анализу проделанной работы.
Цель индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.
«Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые…» П.П. Блонский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!