Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Юлии Юрьевны Черявко
создать комфортные условия для развития потенциальных возможностей ребенка через индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы обучение каждого на уровне его возможностей, способностей; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка с учетом его психологических особенностей
«Формирование орфографической и пунктуационной грамотности на основе дифференцированного подхода» создать условия для формирования навыков грамотного письма у учащихся через разноуровневую (дифференцированную) учебную деятельность
Технология В.Шаталова, Ю.Меженко ( обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ) Технология уровневой дифференциации Технология индивидуализации обучения (И.Унт и др.) Технология личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской ( развитие познавательных способностей каждого ребенка ) Технология «Педагогика сотрудничества» ( ученик – учитель – равноправные партнеры в процессе обучения )
1. Провести психолого-педагогическую диагностику каждого учащегося. 2. Изменить структурирование учебного содержания по русскому языку с целью высвобождения уроков для формирования навыков грамотного письма, используя блочную подачу теоретического материала по предмету. 3. Составить методический материал с разноуровневыми заданиями, помогающими формировать навыки грамотного письма. 4. Разработать материал для итогового и текущего контроля. 5. Способствовать развитию коммуникативных умений учащихся.
психолог учитель - внимание; - работоспособность; - мышление; - познавательные потребности; - выявление доминирующего; канала восприятия. - комплексная проверочная работа; - диктант; - тест; - изложение с творческим заданием.
Цель : определение уровня подготовки учащихся по русскому языку
Цель : определение уровня подготовки учащихся по русскому языку
Задачи обучения Базовый уровеньПовышенный уровеньВысокий уровень Формирование умений Формирование и совершенствовани е умений Совершенствовани е и развитие умений а) находить в словах, словосочетаниях орфограммы; а) анализа единицы языка: слова, словосочетания – выделения орфограммы и комментирования условий её выбора; а) осуществлять орфографическое комментирование с разной степенью развернутости/свернутос- ти комментария; б) правильно соотносить их с изученными грамматико- орфографическими правилами; б) определения способа проверки орфограммы: применение правила, использование аналогий, обращение к словарю и т.д.; б) осуществлять орфографическую проверку написанного текста (своего или чужого); в) проверять орфограммы, пользуясь правилами, алгоритмами, справочниками, словарями; в) проверки орфограммы одним или двумя/тремя способами; в) находить, объяснять и исправлять допущенные ошибки; г) выполнять орфографический разбор слов; г) самостоятельной, парной, групповой работы. г) самостоятельной, парной работы. д) самостоятельной работы.
отбор содержания материала Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку Программа по русскому языку под ред. В.В.Бабайцевой Произведения художественной, научной и др. литературы УМК по русскому языку под ред. В.В. Бабайцевой
Базовый уровеньПовышенный уровеньВысокий уровень 1 этап. Введение нового материала. Параллельно с объяснением идет составление ОК: -часть теоретического материала, -уже известная учащимся из предыдущих классов, -записывается на доске заранее; - чтение параграфа; -при совместном обсуждении учителем и учащимися материала параграфа дополнение ОК новыми понятиями; - запись новых пунктов ОК в тетрадь; -рядом с каждым пунктом на ОК -указание номера параграфа и страницы, к которой можно обратиться дома. 2 этап. Консультирование учителем по составленному ОК методом тихого опроса. 3 этап. Вопросы детей по отдельным разделам ОК, вызывающим у них затруднение. 1 этап: - самостоятельное прочтение материала параграфа; -работа с заготовками, то есть доработка -частично заполненного учителем ОК; - подбор своих примеров; - составление плана ОК для воспроизведения; - формулирование вопросов учителю по ОК. 2 этап. Воспроизведение ОК (индивидуально, парно, перед классом, в микрогруппе). 1 этап: - самостоятельное чтение материала параграфа; - самостоятельное выделение изученного ранее материала и нахождение нового, подбор примеров, установление причинно-следственных связей; - составление ОК в цвете; - формулирование вопросов к ОК для последующего его озвучивания; - составление плана ответа по ОК. 2 этап: - самоконтроль, самоанализ для выявления проблемных мест восприятия; - озвучивание ОК (в парах, перед классом); - консультирование учащихся повышенного уровня по составлению ОК, составление вопросов.
Базовый уровеньПовышенный уровеньВысокий уровень -пересказ ОК;- составление вопросов по ОК учителю, ученику- консультанту; - составление вопросов по ОК учащимся базового и повышенного уровней; - ответы на вопросы учителя, одноклассников по ОК; - воспроизведение ОК в цвете (на доске, в тетради); - индивидуальный ответ перед классом; - воспроизведение и/или озвучивание отдельной части конспекта (учителю, в паре, в микрогруппе). - подкрепление ответа по ОК своими примерами; - составление плана, алгоритма ответа по ОК; - проговаривание ОК друг другу. - рецензия на ответ товарища.
УровеньМетодыПриемы, формы, виды работ Базовый Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный. Инструктаж, мини-лекция, беседа, пересказ; групповая, коллективная формы работы. Повышенны й Исследовательский, частично-поисковый. Инструктаж, составление плана, вопросов, анализ и сопоставление языковых явлений; индивидуальная, парная работа. Высокий Проблемный, исследовательский. Инструктаж, анализ, сопоставление языковых явлений, рецензирование, консультирование; индивидуальная форма работы.
Базовый уровень МетодФормы, приемы СредстваВиды работ Репродуктив- ный. Беседа, работа с учебником, орфографически м словарем. Речь учителя, учебник, тетрадь, орфографически й словарь, ОК, ДМ, образцы ответов. Контрольное списывание, зрительный диктант, упражнения на нахождение и объяснение орфограмм, на проверку орфограммы по образцу, по орфографическому словарю; орфографический и морфемный разборы, списывание с разборами.
Повышенный уровень Задания направлены на выбор, о бъяснение, распределение изученных орфограмм, на классификацию, сравнение языковых явлений. МетодФормы, приемыСредстваВиды работ Частично- поисковый, исследователь- ский, проблемный. Самостоятельная работа с учебником, словообразователь ным, орфографическим словарями, инструктаж. Речь учителя, учебник, тетрадь, упражнения, ОК, ДМ, словари. Выборочно- распределительный, выборочный, объяснительный диктанты; комментированное письмо; работа с текстом; составление словарных, объяснительных диктантов.
Высокий уровень Задания направлены на самостоятельную деятельность учащихся, на выбор варианта ответа, составление плана, диктантов, исправление текста. МетодФормы, приемы СредстваВиды работ Проблемный, исследовательс кий. Самостоятель- ная, поисковая, исследователь- ская работа. Речь учителя, учебник, тетрадь, упражнения, ОК, ДМ, различные словари, тексты художествен- ной литературы. Комментированное письмо, задания типа «найди, исправь ошибку»; упражнения на сравнение, сопоставление языковых единиц, на формирование умений делать выводы; составление собственных текстов для орфографического разбора, текстов с ошибками.
Главная задача контроля - определение уровня предметной подготовки учащихся в соответствии с поставленными задачами. Виды контроляФормы контроля 1. Текущий (поурочный): 1. Индивидуальные задания: - работа по карточкам; - фронтальный опрос; - комбинированный опрос; - практические работы; - цифровые диктанты. 2. Взаимопроверка. 3. Самопроверка и т.д. - контрольные работы; - самостоятельные работы; - диктант; - тест; - зачет; - изложение; -изложение с творческим заданием; - промежуточный экзамен. 2. Итоговый.