Мечта в наше время становится делом, а дело рождает мечту
Проект «Школьная служба примирения «Доверие» Цель проекта: создание действующей модели школьной службы примирения Школьная служба примирения «Доверие» – это команда единомышленников, включающая в себя представителей всех субъектов образовательного процесса МБОУ «Гимназия 79» (взрослых и детей), объединённая деятельность которых направлена на решение конфликтных ситуаций, профилактику правонарушений несовершеннолетних через переговоры, медиацию и примирение.
Задачи проекта: - изучить нормативно-правовую базу вопроса, общероссийский и мировой опыт работы школьных служб примирения; - разработать механизм деятельности школьной службы примирения МБОУ «Гимназия 79» «Гармония»; - разработать критерии оценки деятельности Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный (2013 / 2014 учебный год) 2 этап – практический (2014 / 2015 учебный год) 3 этап – аналитический (2015 – 2016 учебный год) Ожидаемый результат: - создана школьная служба примирения; - сформирована система работы ШСП; -разработаны критерии оценки деятельности ШСП; - создана благоприятная среда жизнедеятельности
Цели школьной службы примирения распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и др.) распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и др.) помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе технологии восстановительной медиации и её принципов помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе технологии восстановительной медиации и её принципов организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения
Задачи школьной службы примирения «Гармония» проведение программ восстановительного разрешения споров и конфликтов между их участниками; обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации
Принципы школьной службы примирения «Доверие» добровольности конфиденциальности нейтральности
Методы и формы школьной службы примирения «Доверие» МЕТОДЫ исследования (наблюдение, анкетирование, проектирование, опрос, теоретический анализ и др.) управления (регламентирование, нормирование, поощрения, санкции, стимулирование и др.) обучения (практический, наглядный, бинарный, видео метод и др.) медиации встреча, беседа, круглый стол, диспут, радиопередача, классный час, конференция, собрание, игра и др. ФОРМЫ
Ожидаемые результаты создана команда ШСП; выстроена системы работы ШСП; сформировано доверие к деятельности ШСП; освоены и внедрены методы и технологии восстановительных программ; увеличено количество учащихся, самостоятельно проводимых восстановительные программы (до 20 чел.); созданы условия для успешной социализации обучающихся; создана страничка ШСП на сайтах ОУ; регулярно осуществляется информирование о деятельности ШСП через СМИ; сформирована культура межличностных отношений
Куратор Медиаторы- учащиеся, прошедшие обучение Волонтеры- группа поддержки Консультационный центр привлеченные специалисты по вопросам права, семьи, психологии и др. Тьюторский центр психолог соц.педагог зам. дир. по ВР уполномоченный по правам участников ОУ Субъекты образовательного процесса- обучающиеся, педагоги, родители
Функции куратора ШСП «Доверие» Организация службы примирения 1 Развитие службы примирения 2 Связь с внешними организациями 3 Организация работы по конкретным ситуациям 4 Внедрение восстановительных практик и формирование восстановительной культуры 5
Функции команды ШСП «Доверие» Проведение медиации и восстановительные программы Организация конструктивной коммуникации между всеми участниками Оказание поддержки участникам восстановительной программы Изменение взаимоотношений внутри школьного сообщества. Поддержка инициатив, направленных на примирение конфликтующих сторон
Группа поддержки «Волонтёры» Группа поддержки «Волонтеры» – это люди, которые целенаправленно тратят часть своего времени на поддержку службы и развитие восстановительной культуры, но в саму службу не входят (сами не проводят программы примирения, но поддерживают идеи службы примирения)
Служба примирения и её окружение родители обучающиеся КДН и ЗП директор педагоги управление образованием психолог
- Внедрение инновационных практик примирения - Снижение риска жалоб - Формирование комфортной среды и культуры обучающихся - Участие в разработке и реализации плана создания ШСП и восстановительной культуры взаимоотношений - Назначение поддержка кураторов и руководителя службы примирения - Предоставление возможности куратору, руководителю ШСП и школьникам – кандидатам в медиаторы пройти образовательный минимум - 24-часовой базовый тренинг по медиации - Сокращение времени на разбор конфликтов - Распространение ценности восстановительной медиации
Родители и ШСП Поддержка детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом Поддержка положительных изменений в детской среде после медиации Распространение опыта ШСП через согласие на процедуру примирения Возможность решить конфликт со своими детьми, учителем Освоение навыков восстановительного способа разрешения конфликтов Возможность обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией
Психолог и ШСП - направлять на медиацию случаи конфликтов, если считает, что стороны должны попробовать сами найти решение; - помочь медиаторам в освоении навыков коммуникации Появление у школьника стремления изменить свое поведение, обучиться недостающим навыкам (умение ответить отказом на сомнительное предложение, умение контролировать свою агрессию, умение планировать свое время)
Педагоги и ШСП - возможность конструктивно управлять школьными конфликтами; - развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников; - освоение новых педагогических инструментов для разрешения трудных ситуаций и конфликтов; - сохранение психического здоровья педагогов и пр. - содействие ШСП; - предоставление возможности разрешить конфликт через деятельность ШСП; -необходимость освоить самим педагогам восстановительные практики и коммуникативные техники; -внесение дополнений в воспитательную работу элементами восстановительных практик и пр.
ШСП и школьники умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми умение убеждать других словами, а не силой возможность научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными осваивать переговорные техники и восстановительные программы помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении рекомендовать друзьям обращаться в службу прими- рения освоение новой профессии - медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности освоение новой профессии - медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности
Управление образованием и ШСП - снижение числа конфликтов и обращений недовольных участников образовательного процесса в вышестоящие органы; - улучшение отношений между педагогами, родителями и администрацией; - создание более комфортных отношений в школе организовать обучение медиаторов проводить конференции, конкурсы, фестивали для кураторов и медиаторов предоставлять достаточное время для разрешения конфликта в ШСП
Функции службы примирения ШСП«Доверие» B E C D A образовательная восстановительная информационная профилактическая воспитательная
Возможные риски неверный подбор участников ШСП недоверие детей и взрослых к деятельности ШСП не созданы условия для преемственности поколений финансовые кадровые
Ваша судьба в ваших руках. Меняйте себя, и вы измените окружающий мир. Ф. Ларошфуко МБОУ «Гимназия 79» г. Барнаул, Алтайский край Тел:(3852) Факс:(3852) Сайт: gimn79.3dn.ru