Подготовила воспитатель Старцева Л.С. Далматово 2014 г. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида»
Участники проекта «Тайны снега»- дети, педагоги, родители
Познавательно-исследовательский, совместный, средней продолжительности три месяца (декабрь, январь, февраль)
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие» Интеграция детских видов деятельности Познавательно-исследовательская Речевая Игровая Двигательная Продуктивная Трудовая
Китайская мудрость гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Вопрос развития познавательной активности у детей очень актуален на сегодняшний день. Дошкольники – это прирождённые исследователи. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребёнка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предметы и явления, устанавливать связи между ними.
. 1. Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования со снегом. 2. Формирование экологической грамотности.
Обучающие: 1. Закреплять у детей умения определять свойства снега. 2. Формировать умение пользоваться схемами, приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивающие: 1. Обогатить и активизировать речь детей. 2. Развивать психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие. Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес к совместной познавательно- экспериментальной деятельности участников проекта. 2. Воспитывать безопасное поведение детей на прогулке.
Ожидаемые результаты 1. У детей сформированы умения определять свойства снега. 2. Дети умеют пользоваться схемами, приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ( зависимость живой природы от снега, состояния снега от погоды, состояния снега от деятельности человека.) 4. Обогащена и активизирована речь детей. 5. Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие, 6. Воспитан интерес к совместной познавательно- экспериментальной деятельности участников проекта. 7. Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.
Итоговый продукт Презентация и защита проекта «Тайны снега» на ППО педагогов ДОУ Далматовского района (Февраль 2014 г.) Выпуск фотоальбома на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность детей в ДОУ»
Этапы проекта 1. Подготовительный 2. Практический 3. Заключительный
Мини-лаборатория «Хочу всё знать»
Опыт. «Как образуются снежинки?» Цель. Выявить процесс испарения снежной воды. Вывод. Под воздействием тепла вода испаряется и выпадает в виде дождя, а замерзая, капельки воды кристаллизуются и превращаются в снежинки.
Опыт: « Наблюдение за таянием снега в помещении» Цель. Определить, где снег тает быстрее (на столе или на батарее); проследить, как снег меняется во время таяния, что присутствует в талом снеге, выяснить, почему его нельзя есть. Вывод. Снег быстрее тает на отопительной батарее, его нельзя брать в рот, так как в нем много мусора, грязи, это может нанести вред здоровью.
Опыт. «Измеряем температуру снега» Цель. Дать представление о том, что снег тоже имеет свою температуру. Вывод. Столбик с жидкостью стал опускаться. Холодный снег поглощает тепло из градусника.
Опыт «Взвешиваем снег» Цель. Дать представления, что снег имеет свой вес. Вывод. Утрамбованного снега в ведёрко входит больше. Поэтому он тяжелее рыхлого.
Опыт. «Соединяем снег и воду». Цель. Узнать и сравнить, как изменяются в соединениях свойства воды и снега. Вывод. Снег изменяет объём воды.
Опыт. «Защитные свойства снега» Цель. Выяснить, где вода замёрзнет быстрее, под снегом или на открытом воздухе. Вывод. Под снегом теплее, вода застывает медленнее.
Эксперимент. В « какой снег легче провалиться?» Вывод. В рыхлый, он мягче.
Эксперимент. Опускаем комочек снега в воду, он не тонет. Вывод. Снег легче воды.
Эксперимент. Украсим снежные постройки. Вывод. Снег поддаётся окрашиванию.
Мониторинг уровня развития интегративных качеств детей «Любознательный, активный» подготовительной группы коррекции зрения по теме проекта «Тайны снега» г.
Взаимодействие с родителями 1 этап Анкетирование Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Памятка: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» 2 этап Буклет: «Наблюдение за снегом в разных местах города» Памятка: «Проведение опыта со снегом в домашних условиях» Домашние задания: проведение и зарисовка опытов и экспериментов 3 этап Мастер-класс по познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей. Практическое участие в экспериментировании детей Родительское собрание по итогам реализации проекта
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский.