Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 138» города Рязани осуществляет воспитание и обучение детей, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет. В учреждении одна группа для детей раннего возраста (2-3 года), семь общеобразовательных групп (с 3 до 7 лет), три группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 4 до 7 лет). В каждой группе для детей с ТНР есть учитель – логопед, осуществляя необходимую коррекционную работу.
В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная программа включает в себя обязательную часть, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть формируемую участниками образовательного процесса, отражающую специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и направленную на поддержку областей основной части программы.
Обязательная часть Программы разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программы, обеспечивающие реализацию вариативной части Программы: Программа по развитию речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой. В целях обеспечения равного старта для детей с тяжелыми нарушениями речи в детском саду используются следующие программы: Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи Н.В. Нищевой.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи: изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка; приобщение к участию в жизни детского сада; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; повышение их педагогической культуры.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей: формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности; индивидуальное или групповое консультирование; просмотр родителями занятий и режимных моментов; привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности; установление партнерских отношений; посещение семей, анкетирование; опрос; беседы с членами семьи; педагогическое просвещение родителей; общие и групповые родительские собрания; совместные досуги; образование родителей: «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы). совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ. ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях; неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.