Использование моделей и схем в непосредственно-образовательной области «Познание» при ознакомлении дошкольников с природой (из опыта работы) Автор: воспитатель Воробьева В.В МДОУ д/с КВ 9 «Солнышко» г. Южноуральск
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Это период образных форм сознания и основные средства, которыми овладевает ребенок в этот период – образные: Сенсорные эталоны Символы Знаки Наглядные модели и схемы
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов: А.В Запорожца Л.А.Венгера Н.Н Поддъякова Д.Б. Эльконина
Способность к замещению ведет к способности употреблять заместители в уме, решать задачи «про себя». Все эти умения пригодятся, когда дети перейдут на следующую ступень обучения - школу
В последние годы в дошкольном образовании очень большое внимание уделяется вопросам использования моделей и моделирования в работе с детьми
требования к моделям и схемам Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней
требования к моделям и схемам Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены Облегчать познание
Этапы работы Овладение самой схемой Осуществление замещения предметно- схематической модели – схематической Самостоятельное использование усвоенных моделей и приёмы работы с ними в собственной деятельности
Времена года и описательные рассказы Схемы стихов и сказок
С растениями (по Н.И. Ветровой) Форма листа Признак характера поверхности Признаки цвета
о птицах ( по Н.Н. Кондратьевой)
величина Строение ротового аппарата Строение конечностей Покров тела Где живет что ест Какой? Особенности внешнего вида
О рыбах Тело покрыто чешуей Есть плавники Обтекаемая форма тела, есть жабры Появляются из икры или рождаются
О зверях Покрыты шерстью четыре ноги Пасть с зубами Выкармливают детёнышей молоком
Ленты - схемы
Для уточнения и закрепления знаний большую помощь оказывают Упражнения: «Когда это бывает?» «Рассели жителей»
загадки Длинная – как сосулька, Оранжевая – как апельсин, Хрустящая – как сухарь. (морковка)
Как вата – но тает, Как покрывало – но утюгом не погладишь, Как сухарь – но есть нельзя. (снег) загадки
Бесспорно, данная технология не универсальна и не претендует на это но для нас, педагогов, научившихся работать на технологическом уровне, главным ориентиром должно быть саморазвитие воспитанника.
Список используемой литературы Дьяченко О.М., Астатськова Н.Ф., Булычева А.И. «Дети, в школу собирайтесь». -М.: «Просвещение», «Учебная литература», Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно- методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. - Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997
Список используемой литературы Лук А.Н. «Учимся мыслить творчески». -М.: 1970 «Способности ваших детей». Сост. Н. П. Линькова. - М.: 1969 Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011 Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука, 1998
Список использованных материалов Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984 Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно- методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. -Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997 Личный архив фотографий Воробьевой В.В.