Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы
Система мероприятий «Интеграл» Цель: создание условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся путём организации благоприятного социального пространства
Задачи: - создание условий для изменения непродуктивных коммуникативных установок и паттернов участников образовательногооо процесса; - формирование навыков конструктивного взаимодействия участников образовательногооо процесса; - создание условий для изменения восприятия друг другом участников образовательногооо процесса; - создание максимально приближенных к реальным условий для практической реализации приобретённых навыков; - стимулирование учащихся к практическому применению освоенных моделей поведения
Процесс реализации восстановительных мероприятий
Факторы восстановления благоприятной социальной среды:
Подготовительный этап: принятие принципов конструктивного взаимодействия
Мероприятия для родителей «Уроки дружбы» психологические особенности подросткового и юношеского возраста коммуникативные позиции по Э.Берну (анализ паттернов взаимодействия) стратегии разрешения конфликтных ситуаций
Мероприятия для педагогов «Сойти с пьедестала» анализ моделей профессионального взаимодействия (выявление конструктивных и деструктивных факторов) приёмы эффективной организации коммуникативного процесса активизация внутриличностных ресурсов (повышение стрессоустойчивости)
Мероприятия для учащихся «Определи свой путь» тренинг сплочения «верёвочный курс» образовательный курс «Коммуникативная культура тренинговые занятия, направленные на формирование личной идентичности (*программа «Ориентир»)
Основной этап: совместные мероприятия
Требования к организации встреч: чёткая система правил взаимодействия: уважение к говорящему, корректные, без оценочные высказывания, «здесь-и-теперь» (безопасное коммуникативное пространство) общая, значимая для всех цель общения (позитивная мотивация, заинтересованность каждого) формы работы, способствующие активному взаимодействию: проблемные ситуации, групповые задания, ролевые игры (поле для личностных изменений, в т.ч. освоения конструктивных моделей коммуникации)
Формирование конструктивных моделей поведения: используемые методы психодрама переживаний (отреагирование травматического эмоционального опыта, осознание глубинных мотивов поступков, расширение спектра поведенческих моделей) трансактный анализ (осознание механизмов социального взаимодействия, выработка более конструктивных коммуникативных моделей) ролевой тренинг (расширение коммуникативного опыта через проживание ситуаций и рефлексию)
Формирование конструктивных моделей поведения: используемые методы арт-терапия (раскрытие творческого потенциала, эмоциональное отреагирование проблемных ситуаций и бессознательное научение приёмам их разрешения) использование метафор (способствует более глубокой личностной переработке полученного опыта) активное воображение (активизация механизмов бессознательного научения)
Общая техника работы по формированию компетентностнообразующего пространства: Первый шаг: эмоциональное погружение в ситуацию (игровое поле) Второй шаг: моделирование процесса достижения результата, согласование предлагаемых вариантов, выработка позиции (стратегия игры) Третий шаг: реализация выбранной модели поведения внутри группового пространства (игра) Четвёртый шаг: рефлексия/оценка эффективности выбранной модели поведения
Пример моделирования компетентностнообразующей среды: организационно-деятельностная игра «Перспектива»
Определение мировоззренческой позиции в сфере профессиональной самореализации (ценностей-целей, ценностей-средств) В ысокооплачиваемая работа Редкая престижная специальность Нужная людям, обществу работа Перспективная работа Необременительная работа Востребованная работа (такие специальности всегда нужны) ?
Определение ближайшей значимой цели выбор линии поведения в потенциально значимых ситуациях будущего Возможность работать по профессии без нареканий Активные развлечения, знакомства Карьера, «нужные» связи Превращение в Профессионала Устройство личной жизни
Эмоциональное погружение в процесс реализации и активное отреагирование пробных действий Согласова- ние плана
Результаты опроса участников совместных мероприятий