Автор работы : Барсуков Павел Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа, 11 класс Руководитель работы : Барсукова Жанна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы 2014 год
1. Введение. 2. Русская Православная церковь города Ленинграда в начале Великой Отечественной войны и период блокады : г. г Состояние Русской Православной церкви накануне войны в стране и городе Ленинграде Вклад Церкви в жизнестойкость осажденного города Роль Православной церкви в духовной поддержке жителей города Материальный вклад в победу верующих и духовенства Русской Православной церкви Изменения в отношении церкви и государства Участие в Нюрнбергском процессе Проявление патриотизма церковнослужителей на оккупированной Ленинградской области. 3. Заключение. 4. Источники информации.
Цель : определение содержания деятельности Русской Православной церкви в блокадном Ленинграде и обстоятельств изменения государственно - церковных отношений. Задачи : систематизировать и проанализировать исторические источники по проблеме, изучить состояние ее научной разработки ; охарактеризовать состояние Русской Православной церкви накануне Великой Отечественной войны ; раскрыть деятельность духовенства и мирян во время блокады Ленинграда ; исследовать причины, характер и результаты патриотической деятельности Русской Православной церкви ; определить роль Православной церкви в духовной поддержке жителей города. Объект исследования : деятельность Русской Православной церкви в годы блокады Ленинграда, определение ее сущности и основных направлений, предпосылок и причин изменения государственно - церковных и внутрицерковных отношений в Ленинграде в годы войны.
К началу 1941 года в Ленинградской епархии действовали 10 православных храмов. Общее количество православных священников в Ленинграде составляло 25 человек.
Когда нацистская Германия вторглась на территорию СССР, Ленинградская епархия одной из первых откликнулась на призыв митрополита Сергия - всеми силами выступить на защиту Отечества. 26 июля 1941 г. митрополит Ленинградский Алексий ( Симанский ) обратился к верующим с посланием « Церковь зовёт к защите Родины ».. Призывая с оружием в руках отстоять независимость страны, сказал : « Война священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды... Потому - то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества »
Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый молебен " в нашествие супостатов », как и в Отечественную войну 1812 года. Икону " Знамение " ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде сам митрополит.
На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. Митрополит Алексий в своем докладе 8 сентября 1943 г. на Соборе епископов РПЦ отмечал : "… в местах, близких к военным действиям, в Ленинграде в особенности … усилилась молитва … умножились жертвы народа через храмы Божии … возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе - фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно. Самые жертвы этой войны постоянно у нас перед глазами..."
Церковь участвовала, хотя и косвенно, в открытии « Дороги жизни » через Ладогу. Многовековые записи наблюдений за Ладожским озером валаамских монахов позволили в 1942 году гидрографу Е. Чурову сделать прогноз поведения ладожского льда.
« Продолжайте же, братия, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины ; всеми мерами, и мужчины, и женщины, помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ...». Митрополит Алексий
Вклад в оборону Ленинграда внесли и закрытые в 30- е годы церкви. В подвальных помещениях храмов ( например, Спасо - Преображенского собора ) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Старо - Афонское подворье и Новодевичий монастырь – архивы, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки и т. д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе.
Свой вклад в оборону внесли и чтимые святыни северной столицы. Верующие черпали у них душевные силы для продолжения жизни и борьбы в условиях блокады. Молитвы перед чудотворными иконами в Ленинграде были, как и крестные ходы в ограде храмов. Распространено предание о шествии с Казанским образом Божией Матери вокруг города или облете его с иконой на самолете митрополитом Алексием вдоль окропленной святой водой линии.
Большой подъем вызвало обращение Патриаршего Местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Уже через 4 месяца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб., из которых 1 млн. руб. перечислили верующие Ленинграда.
Учитывая героический вклад ленинградского духовенства в общенародную борьбу с врагом, Президиум Верховного Совета СССР принял решение о награждении особо отличившихся священнослужителей. 11 октября 1943 года группа православных священнослужителей была награждена медалью « За оборону Ленинграда ». Впервые за годы Советской власти совершалось награждение священников боевой наградой.
Священники произносили патриотические проповеди, распространяли в храмах послания митрополита Ленинградского Алексия и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, советские газеты и листовки, собирали пожертвования, отказывались служить молебны в честь германской армии, призывали население сопротивляться насильственной эвакуации немцам.