МБОУ Россошинская СОШ Зерноградского района
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда - то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание культурного человека.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
развивать умения передавать через изобразительную деятельность свое состояние души, отношение к окружающей действительности. развивать чувственные ассоциативные познания, эмоционально - эстетическое и нравственно - оценочное отношение к действительности, на красоту природы. расширять эмоциональный опыт обретения возможности свободного вхождения в пространство произведения искусства.
Много времени следует отводить практической работе, планированию экскурсий, знакомству с природой, наблюдению, восприятию и выражения своего отношения через изобразительную деятельность. Природа является учителем при эстетическом воспитании, а учителю изобразительного искусства остается умело направлять их для восприятия.
Эстетически невоспитанный человек в огромной степени обкрадывает самого себя, лишаясь одного из самых сильных, ярких и доступных источников наслаждения. Такому человеку гораздо скучнее в жизни. « Праздник, который всегда с тобой » - эти удивительные емкие слова замечательного писателя Э. Хемингуэя с полным правом можно отнести к наслаждению красивым и прекрасным, они точно передают смысл эстетического переживания.
живое слово учителя. первичное освоение произведения искусства « Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. в рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по сбору исторического материала.
1. Развить умение рассказывать о произведении искусства, откликаться на выразительные средства. 2. Развить навыки общения по поводу искусства. Разговор об искусстве должен быть результатом организованного процесса восприятия, построенного с учетом возрастных особенностей. 3. Научить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведении, свой собственный художественный опыт. 4. Развить умение сопоставлять произведения искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, чувствовать общие связи. 5. Учить детей « графической речи » в процессе восприятия ( наброски по памяти ). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления и памяти.
1. Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа « эпизодического интереса » ( интересные факты, связанные с созданием какого - либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий. 2. Викторина – форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием « фактора удивления » ( способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается ). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу. 3. Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.
1. Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо « поломать голову », которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения. 2. Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры. 3. Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося