Религия как одна из одна из форм культуры форм культуры Обществознание (профильное обучение) 11 класс
Эпиграф: …Есть Бог, есть мир, они живут во век, А жизнь людей мгновенна и убога, НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК, Который любит мир и верит в Бога. Н.Гумилёв
Цели урока: Обучающая: Определить роль религии как одной из форм культуры. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию Воспитательная: Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий. Развивающая: Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
Задачи урока: Познакомить учащихся с сущностью религии. Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества. Основные идеи каждой из мировых религий. Объяснить сущность принципа свободы совести.
План урока: Подходы к определению понятия «религия». Роль религии в жизни общества. Главные подходы к изучению религии. Исторические этапы формирования религий. Элементы структуры религии. Уровни религиозного сознания. Исторические формы развития религии. Мировые религии
Подходы к определению понятия «религия» Цицерон Фома Аквинский Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если толь- ко они замечают это, и сели есть роду челове- ческому от бессмертных богов некое воздаяние. Религия – это «ordo ad Deum» (подчинение Богу).
Подходы к определению понятия «религия» Религия – это познание всех наших обязаннос- тей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распреде- лять свои усилия). И.Кант Религиозная вера всегда создаёт психологическую устремлённость, указывающую индивиду направления и нормы жизни, определённое поведение и убеждение в его правильности. М.Вебер
Религия – это единственное, что объединяет людей на основе общих ценностей и целей. Ре- лигия – это коллективная деятельность, в кото- рую вовлечена социальная группа. Церковь – это всякая общность людей, возникающая на религиозной основе. Э.Дюркгейм Религия – это единственное, что узаконивает су- ществование любого общества, санкционируя действующие в нём нормы. Т.Парсонс Подходы к определению понятия «религия»
Нет никакого предмета, в отношении которого мнения расходились бы так сильно, как в отношении природы религии. Дж.Фрэзер Религия – это любая разделённая группой система мышления и действий, позволяющая индивиду вести осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Э.Фромм Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это система верований и ритуалов, с по- мощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Н.Смелзер Религия – это пребы- вание меня в Боге и Бога во мне. П.Флоренский Религия – это проекция нереализованных устрем- лений и чаяний человечества. Л.Фейербах Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это опиум народа. Религия – это са- мосознание и самочувствование человека, ко- торый или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя. К.Маркс Религия – это фантастическое отражение в го- ловах людей сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму не- земных. Ф.Энгельс Подходы к определению понятия «религия»
Главные подходы к изучению религии Богословско- теологический НаучныйФилософский рассматривает религию «изнутри» Религия – это особое явление, обеспечивающее связь человека с Богом, сверхприродное явление, имеющее надобщественный статус. изучает религию «извне» Изучает различные аспекты религии, например особенности психологии верующих (психология), язык Библии (лингвистика). изучает религию «извне» Стремится объяснить религию как элемент духовной культуры; характер- на универсальность и критичность. Религия – это мировоззрение, основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, управляющих миром; комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующейся на экзистенциальных переживаниях и ожиданиях человека. Главные подходы к изучению религии
РЕЛИГИЯ (от лат. religio набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного РЕЛИГИЯ (от лат. religio набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного Религиозный культ Религиозное сознание Религиозные организации
Рационально оформленное сознание (понимание содержания вероучения) Массовое религиозное сознание (преобладает эмоциональная составляющая) Богословие (теология)
Исторические этапы формирования религий Ранние религиозные верования фетишизм – наделение реальных предметов сверхъестественными ка- чествами, а также покло- нение им анимизм – вера в ду- хов и души умерших магия – суеверные дей- ствия с целью оказать влияние сверхъестест- венным образом на че- ловека, предмет или явление тотемизм – вера в сверхъестественную ро- довую связь между людьми и животными, а также поклонение им Теизм (учение о «божественном» в реальности) Политеизм (учение о существовании многих богов) Монотеизм (единобожие) Исторические этапы формирования религий
Исторические формы развития религии Этноплеменные религии Национально-государственные религии Синтоизм, индуизм, конфуцианство и др. Мировые религии Буддизм, христианство, ислам Исторические формы развития религии
Мировоззренческая Регулятивная Коммуникативная Компенсаторская Культурная Фактор интеграции общества
Государство нейтрально в вопросах религиозной веры Принцип отделения религиозных организаций от государства Государственное образование носит светский характер Гарантия возможности свободно отправлять свой культ
Домашнее задание: & 33 Составьте развернутый план по теме: «Роль религии в жизни общества» Выполните задание 1,2 на странице 344