МАОУ гимназия 18 педагог - психолог Алексеева Ю. Ю. Творческая лаборатория классных руководителей
« Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать » Г. Тейлор, английский поэт Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон
боестолкновение конфликт ссора война напряжение спор социум битва интерес дискуссия трагедия сдача напряжённость проблема резус мордобой кровь противоборство мятеж атомный интересы стычка неприятности стороны разногласие непонимание драка гнев наезд упёртость ругань споры « Ассоциации »
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ)
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (АНКЕТА УЧИТЕЛЕЙ)
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (АНКЕТА УЧАЩИХСЯ)
ВОЗМОЖНЫЕ ПОВОДЫ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГИМНАЗИИ
Конструктивные Конструктивные + ( юмор, уступка, компромисс, сотрудничество ) Деструктивные - ( угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений ) СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ УЧЕНИК АДМИНИСТРАЦИЯ СФЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
«Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский
Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с процессом обучения Конфликт взаимодействий
МОТИВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ НЕ ХОЧУ!Е НЕ ИНТЕРЕСНО ! НЕ БУДУ!Е НЕ ЗАСТАВЛЯТЕ МЕНЯ !Е
Происходит из - за личностных особенностей конфликтующих : а ) конфликты лидерства ; б ) конфликты « учитель - ученик » носят мотивационный и нравственно - эстетический характер ; в ) конфликты « учитель - учитель »: носят личный характер г ) конфликты « учитель - администрация » связаны с проблемами выполнения требований, участия в инновационных процессах. Конфликт взаимодействий
Конфликты, связанные с процессом обучения I конфликтный период - в начальной школе, смена игровой деятельности на учебную. II конфликтный период - переход в 5 класс. Смена условий обучения(новые предметы, учителя- предметники) III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни.
Причины нарушения взаимодействия Связанные с педагогом : - Отсутствие индивидуального подхода к личности - Отсутствие системы поощрений - Проявления негативных эмоций в присутствии учащихся Связанные с учащимся : Низкий уровень : - нравственной культуры -Самоконтроля - мотивации к учению
Конфликты в системе «ученик –педагог» ( не реализуется потребность в признании ) Проективный рисунок « Ассоциации » Учитель - « не очень доброе существо » Учитель – « Фея, принцесса » Вербальный тест « Ассоциации к словам : школа, мама, учитель » Учитель : добрая, красивая, небезразличная, умная Учитель : учитель, учитель, мучитель, очки
Учет возрастных особенностей школьников 1-4 класс : « Не хочу, не буду !» Задача педагога - раскрыть ребенку истинные причины недовольства, показать необходимость соблюдения требований. 5-9 класс : « Я - взрослый !» Задача педагога – выбрать верную тактику, дать оценку поступку, а не личности класс : « Я так думаю, я так считаю » Задача педагога – проявить терпение, заинтересованную помощь.
Как решать конфликты со старшими школьниками ? проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость ( касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом ) обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний ( вызовут у ребенка раздражение, будут способствовать уходу от решения проблемы ) вместо неэффективного чтения морали важно показать возможные негативные последствия агрессивного поступка, обсудить способы разрешения ситуации в момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины ( об этом следует задуматься, когда все успокоятся ) подросток очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать ( стимул к проявлению дальнейшей агрессии )
Стиль Сущность В каких ситуациях эффективен Недостатки Соревнование Стремление добиться своего, в ущерб другому. Когда исход конфликта очень важен ; Когда одна из сторон обладает или стремится обладать определенной властью ; Необходимость срочного решения ; При поражении – неудовлетворенность При победе – чувство вины, испорченные отношения Уклонение Уход от ответственности за решения. Когда исход не очень важен ; Отсутствие власти ; Важно сохранить покой ; Присутствует желание выиграть время ; Переход конфликта в скрытую форму Приспособление Ущерб своих интересов в пользу другого. Предмет разногласия более важен для другого участника ; У одной из сторон имеется желание сохранить мир ; Правда на другой стороне ; Отсутствие власти ; Вы уступили. Решение откладывается. Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть у обеих сторон ; Взаимоисключающие интересы ; Нет резерва времени ; Другие стили использовались и не принесли результата ; Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Есть резерв времени ; Решение важно обеим сторонам ; Четкое понимание точки зрения другого ; Взаимное желание сохранить отношения ; Временные и энергетические затраты Не гарантированность успеха.
Лидер [ от англ. leader ведущий ] отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидер объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Администратор Поручает Работает для осуществления целей других План основа действий Полагается на организацию Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионал Принимает решение Уважаем Работает по правилам Инноватор Вдохновляет Работает для осуществления целей поставленных самостоятельно Видение ситуации - основа его действий Полагается на возрастные ресурсы и способности учеников Использует эмоции Доверяет Дает импульс к решению учебных задач Энтузиаст Претворяет решения в реальность Его любят Делает дело, которое многие считают важным
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК –УЧЕНИК» атмосфера соперничества нетерпимость недоверие отсутствие навыков разрешения конфликтов неадекватность выражения эмоций злоупотребление властью со стороны педагогов неумение общаться
Виды конфликтов Внутриличностный конфликт несовместимые потребности, мотивы, ценности, чувства, умение " жить в ладу с самим собой ". Межличностный конфликт каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям - Межгрупповой конфликт - Между личностью и группой
Как решать конфликты в системе « ученик - ученик » Выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат!») Вскрыть мотивы агрессии ("Ты хочешь меня обидеть?") Напомнить о правилах ("Мы же с тобой договорились … "). Дать определение происходящему ("Ты ведешь себя грубо").
АЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
1. Поочередная беседа со сторонами (приглашаются обе стороны, которые высказываются и предлагают свое решение проблемы). 2. Прибегнуть к санкциям в отношении конфликтующих (если конфликт не утихает после применения вышеуказанного выше приема). 3. Разведение конфликтующих (применить, если все вышесказанное не помогает) Прямые методы угашения конфликтов (по А.Б.Добрович)
1. Принцип « выхода чувств » даем ученику возможность выразить свои эмоции ; 2. Принцип " эмоционального возмещения « высказываем похвалу и комплименты тому, кто находится во власти отрицательных переживаний ; 3. Принцип " авторитетного третьего " произносит информацию о позитивном отношении к обиженному из оппонентов ; 4. Принцип « принудительного слушания оппонента » просим воспроизвести все сказанное другим, а только затем переходить к собственным мыслям. 5. Принцип " обмена позициями ". задаем участнику вопрос о том, что думает, что испытывает и почему так поступает противоположная сторона. 6. Принцип " расширения духовного горизонта " спорящих обращаем внимание на жизненные ценности более высшего порядка, указываем на эгоизм аргументов каждого. Приемы косвенного разрешения конфликтов
не используйте отметку в целях наказания стремиться к поиску разрешения противоречия, выработке обеими сторонами соглашения. переводите конфликт из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно - деятельностную Применяйте игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов : интроспекции ( человек ставит себя на место другого ), тренинги, ролевые игры и т. п. ПОМНИТЕ !
Лучший способ разрешения конфликта, когда выигрывают обе стороны !