Критериальное оценивание в формировании метапредметных результатов обучения Ступницкая Мария Анатольевна к.пс.н., педагог-психолог, координатор проектной деятельности
Под системой оценивания понимается: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; механизм самостоятельного определения учащимися того, насколько успешно они обучаются.
деятельностные технологии обучения предполагают такую организацию учебного процесса, когда необходимость осуществления действия влечет за собой необходимость самостоятельного поиска, присвоения и применения знаний
Нормативная система оценивания: за норму принимается не цель обучения, а уровень, фактически достигнутый большинством учащихся. Критериальная система оценивания: за норму принимается эталонная цель обучения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна…описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания…
это перечень критериев оценивания знаний учащихся. Она определяется целями обучения и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику
определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы
описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию
Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.
Критерии % отличных и хороших результатов 1. Целеполагание 100%, 2. Поиск, отбор и адекватное использование информации 89% 3. Презентация работы (удержание интереса аудитории, соблюдение регламента) 84% 4. Творческий подход к работе 84% 5. Личная заинтересованность автора в работе 68% 6. Создание качественного проектного продукта 68% 7. Точное оформление письменной части 63% 8. Планирование достижения поставленной цели 52 % 9. Выбор оптимального способа достижения цели 52% 10. Анализ процесса и результата своей работы 10%
достаточно сравнить баллы, полученные данным учеником по одному и тому же критерию в начале и в конце года (периода обучения). Это покажет, насколько эффективными были усилия учителя и упорство ученика
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна… обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся
Самооценивание и рефлексия позволяют учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы, лучше понимать себя, видеть сильные и слабые стороны своей работы и выстраивать на основе их осмысления собственную программу дальнейшей деятельности.
мотивируют учащихся добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее, снижают стрессовый характер обучения
1. Умение сохранить и передать типологическую структуру авторского текста. 2. Умение делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы). 3. Умение передать структуру авторского текста в композиции работы.
Критерий 1. Умение сохранить и передать типологическую структуру авторского текста Дескрипторы Баллы Данное умение у учащегося отсутствует 0 В ряде случаев учащийся демонстрирует умение сохранять и передавать типологическую структуру авторского текста 1 В большинстве случаев учащийся способен сохранять и передавать типологическую структуру авторского текста 2
Критерий 2. Умение делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы) Дескрипторы Балл ы Учащийся не умеет делить текст… 0 Учащийся способен в очевидных (простых, типовых) случаях делить текст… 1 Учащийся способен в неочевидных (сложных не типичных) ситуациях делить текст… 2
Критерий 3 Умение передать структуру авторского текста в композиции работы Дескрипторы Баллы Учащийся не умеет передавать…0 В ряде случаев учащийся может передать … Учащийся может в типовых случаях передавать… 1 В большинстве случаев учащийся способен передавать… Учащийся способен в не типичных (новых, не изучавшихся ранее) случаях передавать… 2
Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться