Как измерить эффективность профориентационной работы? Г. В. Резапкина, Федеральный институт развития образования, Академия социального управления
На запрос «эффективность профориентационной работы» интернет откликается десятками тысяч ссылок. Вот наиболее популярные варианты ответов: «Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально- оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».
«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений».
«С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы».
«Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, реализовавших свои планы, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
«Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом».
Основные критерии оценки готовности учащихся к выбору профессии 1. Своевременность профессионального самоопределения 2. Осознанность профессионального выбора 3. Реалистичность профессиональных планов 4. Согласованность (непротиворечивость) профессионального выбора
Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление – не самоцель, а средство оценки эффективности профориентационной работы, помогающее увидеть свои просчеты и недоработки.
Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методов психологической диагностики.
Галина Владимировна Резапкина metodkabi.net.ru, proftime.edu.ru psychologia.edu.ru