ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Материал подготовила: Бурматова А.В., Студентка 6 курса ЗФО, ППИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ старшая подготовительная группа МДОУ «Колосок» Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: практико-ориентированный Составили воспитатели: Полякова.
Advertisements

Екатеринбург, 2015 г. «Правовое воспитание в детском саду»
Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье» 28 Октября 2011 года.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств,
Формирование элементов правовой грамотности у детей и родителей Эмоциональное сближение детей и родителей в результате совместной деятельности, Развитие.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад «Звездочка» Инновационный проект «Формирование основ правовой культуры дошкольников, посредством.
Краткая презентация основной общеобразовательной программы МДОУ- д/с 55 «Искорка» для родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 1» с. Выльгорт ПРОЕКТ: «Я знаю свои права!» (проект совместной деятельности родителей, детей и воспитателей). Старшая,
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь.
Социализация старших дошкольников посредством формирования основ правовых знаний Автор презентации: Бабина Е.В., зам. директора по ВМР МБДОУ ЦРР – д/с.
Права детей. Права детей сегодня- это «модная» тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих.
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Защита прав особая проблема государства и общества в целом. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Транксрипт:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Материал подготовила: Бурматова А.В., Студентка 6 курса ЗФО, ППИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ » (ФГБОУ ВПО « МГГУ » ) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя человеком земли и гражданином собственной страны.

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка Конституция РФ законодательные акты о правах ребенка Научно-педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко.

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста Доронова Т.Н.: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». --- изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений конвенции.

Федотова С.В. считает, что необходимо определить педагогические условия для правового воспитания дошкольников: четкое планирование воспитательно-образовательного процесса; систематичность предусмотренных мероприятий; хорошая теоретическая подготовка педагога. Она предлагает использовать следующие методические приемы: постановка ребенка в позицию другого ребенка; погружение ребенка в конкретную познавательную проблему; использование игрового персонажа. Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста Пименова, считает, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями. К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.

Ган Н.Ю. --- разработала технологию педагогического мониторинга процесса правового воспитания дошкольников Компоненты правового воспитания дошкольников информационно-познавательный - знание детьми своих прав и обязанностей; эмоционально-оценочный – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права; поведенческой-деятельностный - владение умениями, навыками по реализации правового поведения и умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и использовать обязанности.

Понятие «правовое воспитание» Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.) Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Воспитание правовое – целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Средства правового воспитания правовая пропаганда правовое обучение юридическая практика самовоспитание

Принципы правового воспитания Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу дошкольных образовательных учреждений по правовому воспитанию; Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом всех категорий участников правового воспитания. Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу участников в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения. Принцип учёта региональных условий в пропаганде правовых норм и правил.

Нормативно-правовой основой правового воспитания являются: Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». Семейный кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Типовое положение дошкольного образовательного учреждения. Устав учреждения и другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания. Основы организации работы !!! Правовое воспитание должно быть плановым, системным и одним из приоритетных направлений дошкольных образовательных учреждений в области воспитательной деятельности.

Цели и задачи правового воспитания дошкольников логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения); эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки фения действующих правил поведения); принципиально-волевого, или поведенческойго (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей). Правовое воспитание детей дошкольного возраста направ­лено на формирование основных блоков функциональных ком­понентов структуры их правосознания:

Главная задача правового образования обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных отличий, защита прав ребёнка на любом этапе его развития.

Основные задачи правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении создание условий для формирования у детей правовой ком­петентности; ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения; формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и нацио­нальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческойго своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

Основные задачи правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении создание в дошкольном образовательном учреждении правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания; повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад; создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей вправо воспитательный процесс; повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье; формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения; оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Для решения поставленных целей и задач право воспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям: с педагогическим составом; с родителями; с детьми. Механизм реализации

!!! Начиная работу с детьми по правовому воспитанию необходимо выделить ряд проблем: какие именно статьи Конвенции, какие права могут и должны быть реализованы в дошкольном учреждении; как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права; через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную деятельность. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников.

организованная форма обучения организованная форма обучения самостоятельная деятельность детей совместная деятельность взрослого и ребенка Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников

Беседы на этические темы, мини-дискуссии Знакомство с правами человека Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков Изобразительная, трудовая деятельность Проблемно-поисковая деятельность Физкультурно-оздоровительная деятельность Организованная форма обучения

Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность

Работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо осуществлять в трех направлениях: подача информационного материала; практическое участие детей в специально организованных ситуациях; наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.

Особенности правового воспитания с учетом возраста детей Младший возраст Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: "Я - человек", «Мое имя», "Я и моя семья", «Я и мои игрушки", "Я и люди на Земле", "Я и мои права". Старший возраст Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами Правового сознания: "Знакомство с Декларацией прав человека", "Право на жизнь, свободу, семью", "Право на жилье, пищу, личное имущество", "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь«, "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья", "Защита детей", "Право на дружбу и собственное мнение", "Я и общество".

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Список использованной литературы 1. Антонов В.Л. Изучаем права человека. - М.: «Вита - пресс», Бейлинсон В.Г. «Азбука прав человека». - М., Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду Данилина ТА. Проблема защита прав ребенка в семье// Управление ДОУ Доронова Т. Н. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание ; Доронова Т.Н. Право и образование// Дошкольное воспитание Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.- М: «Ангстрем», Шабельник Е.С, Каширцева Е.Г. Ваши права! - М.: «Вита-пресс», Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.