Принцип реализации преемственности дошкольного и начального образования как часть системно- деятельностной модели Образовательной системы "Школа 2100"
Устойчивые представления об основных задачах дошкольной подготовки Дети должны узнать и запомнить основные сведения о мире Дети должны уметь писать, читать, считать на уровне требований первого класса Дети должны уметь работать в соответствии с инструкциями педагога Дети должны быть готовы к школьным формам деятельности
Наблюдаемые проблемы Устойчивое снижение мотивации к познавательной деятельности Проблемы со здоровьем Трудность формирования запланированного уровня предметных умений у большинства детей
На что нас ориентирует дошкольный ФГОС? 1. На построение образовательной деятельности на основе природосообразных (дошкольных) видов деятельности 2. На активность ребёнка в выборе содержания своего образования 3. На поддержку инициативы детей в различных видах деятельности 4. На возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
В комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и Образовательной программе «Школа 2100» выделены четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других, способность к совместной деятельности) линия мотивационной готовности.
Наши образовательные программы ориентированы на личностное развитие дошкольников, т.е. оказание им помощи в формировании их интеллектуальных возможностей, развитии наглядно- образного, а затем и элементарного абстрактного и логического мышления. осмысление и обобщение детьми собственного познавательного опыта, привлечение к своей деятельности (в случае необходимости) всех, кто может и хочет помочь её осуществлению знакомство с родным языком и овладение им на сообразном данному возрасту уровне, в том числе и как важнейшим средством коммуникации
Наши образовательные программы ориентированы на создание целостной картины мира, опирающейся на элементарные предметные знания и предметные умения (опыт показывает, что в деятельности они присваиваются с гораздо более высокой степенью эффективности, чем при традиционной передаче и воспроизведении сведений)
Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» Школьный ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» Схема УУД 3-4 кл. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
Вас тут много всяких разных, а я один! Цель то хорошая, а что же мешало достичь её раньше? Психолого-педагогические принципы - основа концепции ОС «Школа 2100» (правила достижения цели) А как жить? Учили много… Математика Русский язык Литература ИсторияБиология ФизикаГеография Без меня ни шагу! а) ЛИЧНОСТНО ориентированные принципы - Адаптивности – «Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Чтобы в ней нашли себе место дети с разной подготовленностью и разными интересами» - Развития - создавать каждому условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, способности, но именно личность, человеческие качества. - Психологической комфортности – снятие стрессовых факторов, атмосфера творческой активности, опора на внутренние мотивы и успешность в) ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ориентированные - Обучение деятельности. Ставить цель, организовывать и контролировать свои действия. - Управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. (зона ближайшего развития). - Опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет. - Креативный – выращивать способность и потребность решать не встречавшиеся ранее задачи. б) КУЛЬТУРНО ориентированные принципы - Картины мира, образа мира – связное единство представления, знаний о мире - Целостности содержания образования – интеграция предметов в дидактическую модель мира. - Систематичности – непрерывность образования, перетекания дошкольного в школьное и т.д. - Смыслового отношения к миру – мировоззрение не просто знания, но и отношение к ним. - Ориентировочной функции знаний – основа для различной деятельности ученика. - Овладения культурой – ориентироваться в мире и вести себя в соответствии с такой ориентировкой и учетом культурной нормы (ожиданиями других людей) Диалог с миром через его культуру Все узнаю, все смогу! Каждый может быть отличником в чём-то своём
Преемственность целей от дошкольной ступени к начальной школе дошкольники начальная школа Осознавать цель и результат деятельности с помощью педагога, работать по заданному плану Определять цель, план, результат деятельности (в учебе) с помощью учителя Понимать других, договариваться Аргументировать свое мнение, понимать других, договариваться Предварительная картина мира, основанная на общих представлениях Предварительная картина мира при ограниченном уровне знаний Отделять оценки поступка от человека Отделять оценки поступка от человека, замечать неоднозначные ситуации
Дети сами открывают новые знания и умения – проблемно-диалогическая технология Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин) Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин) Открытие нового знания или умения (5-7 мин) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игры по новым правилам Развивающие задания Итог занятия Знакомые правила игры Мы это не знаем, мы это еще не умеем Знакомство с новыми правилами Знакомые правила игры
Пособия для дошкольников неразрывно связаны с учебниками для начальной школы. Они объединены общей целью общими принципами общими технологиями элементами содержания
ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнёра ФГОС (2013): социальные и психологические характеристики личности ребёнка РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС ДО И ФГОС НОО инициативность и самостоятельность; инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; обладает развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен к волевым усилиям; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; имеет творческие способности; развита крупная и мелкая моторика; развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность, умеет наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений. способен к принятию собственных решений.