Основные нормативные документы в сфере образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты Примерные программы Профессиональный стандарт педагога
Федеральные государственные образовательные стандарты Система требований: к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к результатам реализации основной образовательной программы. География во ФГОСах: основное образование: обязательный предмет (5 – 9 классы) среднее образование – предмет по выбору
Образовательные программы Определяют содержание образования. Основные и дополнительные (общеразвивающие, пред профессиональные). Самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией на основе стандартов и примерных программ (Статья 12 пункт 5 ФЗ «Об образовании в РФ»). Органы государственной, региональной или местной власти не вправе изменять учебный план образовательных организаций (Статья 12 пункт 10 ФЗ «Об образовании в РФ». Формы реализации программ: сетевые технологии, электронное обучение, модульный принцип.
Структура основной образовательной программы Пояснительная записка (целевой компонент) Программы (по предметам, формирования УУД, внеурочной деятельности, коррекционно-развивающей работы и др.) (содержательный компонент) Учебный план (процессуальный компонент) Структура рабочей программы Пояснительная записка (цели изучения предмета (курса), общая характеристика учебного предмета (курса), место курса в учебном плане, результаты освоения курса) Структура и содержание предмета (курса) Тематическое планирование изучения предмета (курса) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Требования к результатам Предметные Метапредметные (регулятивные, учебно-познавательные, коммуникативные, личностные) Личностные Результаты выражены через умения Задачи: 1. Выделять предметные, метапредметные, личностные результаты 2. Задавать результаты в деятельностной форме 3. Определять результаты курса, темы, урока
Требования к условиям реализации основной образовательной программы Финансовые условия Материально-технические условия Методические условия: деятельностный подход на основе использования разнообразных средств обучения, в том числе электронных Задача 4. Организовывать на каждом уроке разнообразную деятельность со средствами обучения по достижению заданных результатов
ФЗ «Об образовании в РФ» Уровни образования Дополнительное образование (детей и взрослых) и профессиональное обучение 8. Высшее (подготовка кадров высшей квалификации) 7. Высшее (специалитет, магистратура) 6. Высшее (бакалавриат) профессиональное 5. Среднее профессиональное 4. Среднее общее 3. Основное общее 2. Начальное общее 1. Дошкольное
Система образования Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы Образовательные организации, педагогические работники, родители Органы государственной власти: федеральные, региональные, местные Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования Объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования
Важнейшие положения закона Статья 3, пункт 7. Свобода выбора получения образования учеником (форм, организаций, направленности (в т.ч. семейное образование, самообразование)). Статья 22. Образовательная организация может быть государственной (создана РФ или субъектом РФ), муниципальной или частной (создана физ лицом или юрлицом). Статья 28 пункт 2. Образовательные организации свободны в выборе содержания образования, учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, учебников и учебных пособий (в соответствии с федеральными перечнями). Статья 5 пункт 3. Общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Статья 23, пункт 2: общеобразовательные организации могут реализовывать программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Возможность получения образования путем сетевого взаимодействия (зачет результатов освоения частей образовательной программы в сторонних организациях). Возможность получения образования путем использования дистанционных образовательных технологий.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ Пункт 1: разработка и реализация региональных программ развития образования; Пункт 8: организация предоставления дополнительного образования; Пункт 10: организация обеспечения учебниками; Пункт 11: обеспечение мониторинга в сфере образования. Статья 31. Образовательные организации принимают локальные акты, регулирующие их деятельность, в рамках, определенных в законе «Об образовании». Принятие норм, ухудшающих положение обучающихся или работников по сравнению с установленными законодательством, не допускается.
Статья 58. Промежуточная аттестация учеников. Ликвидация академической задолженности возможна не более 2 раз в течение года после ее возникновения (исключая время болезни). Если задолженность не ликвидирована, возможно повторное обучение, обучение по адаптированным программам, индивидуальному плану. Статья 66. Если обучающийся достиг возраста 15 лет, он может оставить образовательную организацию и перейти на иную форму обучения или трудоустроиться. Статья 59. Итоговая аттестация. Основное общее образование – ГИА. Среднее общее образование – ЕГЭ (исключения – учреждения закрытого типа, СПО, ограниченные возможности здоровья обучающихся; тогда испытания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти).
Статья 47. Права педагогических работников Пункт 5: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование не реже чем 1 раз в 3 года; право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск (продолжительность определяется Правительством РФ); право на длительный отпуск (сроком до 1 года) не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; право на досрочную пенсию по старости. Пункт 6. В рабочее время педагога включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями или индивидуальным планом.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников Не вправе оказывать платные дополнительные услуги, если это приводит к конфликту интересов. Запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации. Статья 49. Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией не реже чем 1 раз в 5 лет. Профессиональный стандарт педагога: