Объект исследования:
Предмет исследования :
выявление общих и специфических тенденций, условий и факторов развития системы и методов воспитания в семьях кубанского казачества.
Собрать информацию о воспитании подрастающего поколения и отношении к старшим, обобщить и систематизировать имеющиеся сведения;
Методы работы :
Актуальность:
Дом - важный элемент традиционной народной культуры, у казаков они назывались хатами.
Дома были обычно турлучными, т.е. плетенными и обмазанные несколько раз глиной, крыши были соломенными. Строили хаты с помощью соседей и родственников. Взаимопомощь- важный элемент культуры казаков.
В доме обычно было две комнаты. В маленькой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В большой стояли шкаф для посуды, комод, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». распространенная деталь интерьера хаты с конца ХIХ в. - фотографии на стене, традиционные семейные реликвии.
Казаки жили на границе российского государства участвуя в военных столкновениях, охраняя границу, наблюдая за беспокойными соседями, постоянные набеги которых влияли на внутреннюю среду поселений казаков Вся их жизнь и уклад подчинялся военным задачам и поэтому воспитание молодых казачат, так же было направлено на подготовку хорошего воина
Казачьи семьи были достаточно большие, Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Старшие были примером для младших. (на фото семья кубанских казаков г.).
Воспитание казака и казачки начиналось с первых дней жизни. Детей старались поменьше брать на руки, чтобы ребенок не привыкал к рукам его клали в зыбку, подвешиваемую к потолку. После крестин в зыбку клали шашку (кинжал), или пулю. Наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак. Женщинам не позволяли сюсюкаться с мальчиком: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»
Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.
Авторитет старших в семье был непререкаемым. Ослушание родителей строго наказывалось. Детей казаки к труду приучали с детства, уделяя трудовому воспитанию особое внимание. Уже с пяти – шести- летнего возраста дети начинали помогать родителям. Они готовили пищу, нянчили младших братьев и сестренок, ухаживали за скотом и домашней птицей.
люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе ее; веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера – единственный камень, на котором ты построишь отчизну свою; -люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины
Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.
Уже с 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. С 5 лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. С лет девочки наравне со взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу. Девочек – казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию. Они шили и вышивали как собственную одежду, так и одежду для мужчин: черкески, бешметы и др. В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности, всему этому училась девочка дома.
Женщина в казачьей семье играла важную роль, на её плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей. Казачка управляла лошадью, пахала, сеяла, убирала урожай. Мать и крестная формировали из девочки женщину- казачку, умеющую ждать мужа жену, терпеливую мать и добрую хозяйку.
Впервые мальчика одного сажали на коня в годик, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору, это был своеобразный обряд – посвящение в казаки В состоятельных семьях детям шили военную экипировку в юном возрасте.
Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. В 7 лет мальчик переселялся из женской половины дома в мужскую, на его плечи ложилось все больше обязанностей.
Мальчикам прививались такие качества воина, как удаль, храбрость, смекалка, верность слову и долгу, мастерство земледельца и воина. Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к военной службе.
Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», Трусость для юноши-казака считалась позором На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.
Особенно ценили умение хорошо ездить на коне, владение в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умение метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности верным другом и товарищем.
Семьи в которых сохранились казачьи традиции верующие. Сегодня новорожденный ребенок проходит обряд крещения
В нашей школе существует традиция проведении пасхальных ярмарок на которых мы продаем приготовленные сладости. Полученные деньги мы переводим нуждающимся детям, тем самым соблюдаем семейные традиции оказания помощи и поддержки нуждающимся
Мы любим этот праздник он дарит радость и приносит любовь в наши семьи
История народов Северного Кавказа. XVIII – 1917 г. М.:Наука, Энциклопедия культур народов Юга России. Т. 1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, с. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., с. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-Х1Х вв. Ростов-на-Дону,2001 Казачество – продолжение закона // Благодарненские вести. 11 августа С. 2.