ФГОС ДО Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» «Музыка» Антонова Л.А.
Цели: Цели: 1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 2. Становление эстетического отношения к окружающему миру; 3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; 4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Задачи: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств
Виды музыкальной деятельности В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры. В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей возраст 1-3 года Ведущая деятельность: предметная, предметно-манипулятивная. Возрастосообразные формы музыкальной деятельности: Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе. Игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных). Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т. п.). Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание). Музыкальные и музыкально-литературные загадки. Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры. Музыкально двигательные игры-импровизации. Музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
Вариативные формы музыкальной деятельности детей возраст 3-5 лет Ведущая деятельность: игровая (сюжетно-ролевая игра). Возрастосообразные формы музыкальной деятельности: Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра). Музыкальные игры-фантазирования. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе. Усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия. Музыкально-дидактические игры. Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений. Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием. Концерты-загадки. Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей возраст 5-8 лет Ведущая деятельность: сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности. Возрастосообразные формы музыкальной деятельности: Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, поли проблемность. Музыкально-дидактическая игра. Компьютерные музыкальные игры. Исследовательская (опытная) деятельность. Проектная деятельность. Театрализованная деятельность. Хороводная игра. Музыкальные игры-импровизации. Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты. Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей. Интегративная деятельность (художественная поли деятельность). Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений). Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Программы и технологии В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч). Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленное художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ. Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста. Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Целевые ориентиры Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры. Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры. Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности; ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; достаточно хорошо владеет устной речью; достаточно хорошо владеет устной речью; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения ; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения ;
Источник: Справочник музыкального руководителя Справочник музыкального руководителя г г. Автор статьи :В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Спасибо за внимание