Круглый стол «Системно – деятельностный подход в подготовке и проведении классного часа» Думнова Н.В., руководитель МО классных руководителей начальных классов МБОУ «СОШ 25» г. Бийска Алтайского края
Цель и основной результат образования в соответствии с ФГОС развитие личности ребенка
Уровни достижения результата: приобретение обучающимися социальных знаний; развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям; накопление опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.
Классный час – это: -форма воспитательной работы, когда школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В.Байбородова) час классного руководителя, позволяющий сделать воспитательное воздействие систематичным и регулярным, а сам процесс – управляемым и целенаправленным (Л.И.Маленкова) это специально-организованная ценностно-ориентированная деятельность, способствующая формированию у школьников систем отношений к окружающему миру. (Н. Е. Щуркова)
1 шаг - выявление проблемы 2 шаг – введение в проблему Классный час в системно – деятельном подходе Н.Е. Байбородовой, М.Г. Зимней, Н.В. Чирковой
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Классный час с использованием системно- деятельностного подхода Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Классный час с использованием системно- деятельностного подхода Содержательный Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа.
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Классный час с использованием системно- деятельностного подхода Организационно -деятельностный Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа. Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Классный час с использованием системно- деятельностного подхода Оценочно- аналитический При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)
Заголовок А Б В Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» Методика «Куча мала» формы взаимодействия организаторов: инициативная группа, совет дела, творческая группа
А Б В Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа Проведение классного часа Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению А
Методика проведения классного часа «Итоги четверти (года)». Технология классного часа Методика классного часа Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин.). Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год). Изложение «Я – позиция» Причина «Я – позиция» (7 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? Что каждому из вас мешает лучше учиться? Что может помочь вам в учебе?
«Я – позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.) Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы: В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? Дискуссия (10 мин.)Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы. Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему? Что понравилось, почему? Что не понравилось, почему?
Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.) Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен. Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению. Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении. Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.
Критерии эффективности классного часа Обогащенность жизненного опыта учащихся Комфортность, благоприятный психологический климат Развитие индивидуальных и творческих способностей Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа Личностная значимость для учащихся Духовно- нравственная ценность К чему душа лежит, к тому и руки приложатся Дети - это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли Познай, где свет, Поймешь, где тьма. Естественные стремления человечества, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал. Вовек не позабудется. (Н. Рыленков).
Успехов в работе, уважаемые коллеги!