Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях ФГОС УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ганжала Любовь Александровна
В рамках нового ФГОС реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и внеурочное занятие создают условия для развития ученика. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеурочной деятельности реализуется метод проектов.
Метод учебного проекта - это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Основной целью проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Образовательный (учебный) проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
6 Учебный проект Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Для чего нужен метод проектов n Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению n Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы n Научить принимать самостоятельные аргументированные решения n Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
8 Разнообразие проектов Исследовательские Творческие Ролево – игровые Информационные проекты Практико-ориентированные проекты подразделяются на: проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности и интересами самих участников.
9 Мотивационный Планирующий – подготовительный Информационно- операционный Рефлексивно- оценочный Этапы работы над проектом
10 Сценарий Экскурсия Газета Журнал Игра Изделие Костюм Макет Игрушки Выставка Видеоклип Видеофильм Сказка Формы продуктов проектной деятельности Модель
11 Воплощение Деловая игра Ролевая игра Игра с залом Демонстрация видеофильма Пресс- конференция Путешествие Соревнование Спектакль Экскурсия Научный доклад Отчет научно- исследовательской работы группы Отчет научно- исследовательской работы группы Презентация Инсценировка Диалог персонажей Виды презентации проектов
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: Учет интересов детей Учение через деятельность Познание и знание являются следствием преодоления трудностей Сотрудничество участников педагогического процесса Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта
Проект «Новогодняя открытка Проект « Осенняя фантазия» Проект « Мастерица Осень»
Мастер-класс «Украшение новогодней открытки»
Во время работы над проектом стараюсь: открыть и развить в каждом ребенке: его индивидуальные наклонности и способности; учить добывать информацию; обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию умение работать в группах ориентироваться в информационном пространстве умение сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность
коммуникативные качества В чем же заключается педагогическая значимость методов творческих проектов? Результаты применения проектной технологии развивают: личность каждого ребёнка исследовательские способности Экологическую культуру творческие способности познавательные способности способность к саморазвитию Ралии учителя.
Критерии внешней оценки проекта n значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; n корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; n активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; n коллективный характер принимаемых решений;
При оценке проектной деятельности школьника учитываются: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; количество новой информации использованной для выполнения проекта; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками;
оригинальность идеи и способ решения; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке наглядной презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.