Дидактический конвейер современных профессионально- педагогических движений Блинов Г.Н.
Структура доклада 1. Типологизация современных профессионально-педагогических движений по построению современных практик обучения. 2. Проблемы и перспективы современных профессионально-педагогических движений.
1. Типологизация современных профессионально-педагогических движений по построению современных практик обучения
Анализ ситуации Разрыв 1 Требования общества к «качеству системы образования» Реальный уровень «качества системы образования» Разрыв 2 Требования общества к «качеству образованности» учащихся Реальный уровень «качества образованности» учащихся
Работа с разрывом типа Р1, Р2 Р1 объективно не имеет своего самостоятельного эмпирического проявления. Р1 может быть обнаружен и оформлен только методологическими средствами: в процедурах онтологизации, объективации, реализации. Использование таких методологических средств для работы с разрывом Р1 позволяет реально занимать позицию политика, стратега в области образования, осуществлять за счет инжиниринга процесса обучения институциональные изменения в образовании. В большинстве случаев разрывы Р1 не оформляются в собственном смысле.
Работа с разрывом типа Р2 Для оценки состояния существующей системы образования и принятия управленческих решений по изменению этого состояния - используются результаты анализа разрывов Р2. Это приводит к потере объекта изменений, не выделяется подлинная проблема. Многочисленные реформы направлены на развитие «ножек от стула», проблема редуцируется до частных ее проявлений в виде недостатков, которые всегда успешно преодолеваются, но сама проблема (так и не обнаруженная) все больше усугубляется.
Культурно-исторические феномены различных дидактик Средневековая школа - в онтологическое основание римский философ и автор учебников Боэций ( гг. н.э.) положил искусство. Советская школа ( гг.) – попытки смены онтологических оснований процесса обучения : сочетание психоанализ с марксизмом (фрейдо-марксизм); введение принципа формирующего влияния социальной среды, труд - основа содержания образования, метод проектов заменяет систематическое обучение, бригадно- лабораторный метод - альтернатива классно-урочной системы в целом. Современная школа - информатизация как онтологическое основание процесса обучения.
Я. А. Коменский: классно-урочная система Е / Н картина мира Культурно- исторический остов классно-урочной системы: естественно- научная картина мира; инженерный подход; процесс обучения Предметное содержание образования Предметное содержание образования Инженерный подход Процесс обучения
Типологизация современных педагогических движений Развивающее обучение Онтология: научная картина мира Подход: культурно-исторический Процесс обучения: строит принципиально новый процесс обучения через иное содержание образования в логике культурного отказа от классно- урочной системы. Тип разрыва: Р 2
СМД-педагогика Онтология: МД-онтология Подход: культурно-исторический Процесс обучения: строит принципиально новый процесс обучения поверх классно-урочной системы в вариантах: мета-предметных курсов (Ю.В.Громыко); прямой институционализации индивидуальных образовательных программ (П.Г.Щедровицкий). Тип разрыва: Р 2
Коллективный способ обучения Онтология: научная картина мира. Подход: программирование. Процесс обучения: построение принципиально новой технологии обучения в логике генезиса от ГСО к КСО. Осуществляет эволюционный переход от классно- урочной системы к качественно иной системе. Тип разрыва: Р 1
Выводы 1. Первым и пока единственным субъектом культурно-исторического масштаба, кто смог методологически строго осуществить анализ и разработку системы образования в точном соответствии вызовам общества в собственном, институциональном смысле (разрыв Р1) был Я.А. Коменский, который создал Великую дидактику, как теорию обучения.
Выводы 2. В настоящее время КСО является единственным профессионально-педагогическим движением, работающим с разрывом типа Р1 (разрыв между требованиями общества к «качеству системы образования» и реальным уровнем этого качества) в собственном смысле этого слова. В культурно-историческом контексте движение КСО является прямым преемником работы с этим типом разрыва, начатой Я.А.Коменским.
. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ 2. Проблемы и перспективы современных профессионально- педагогических движений
Основная проблема : Система разделения труда по линии «практика – искусство – теория». «Вместе педагогическая практика и педагогическое искусство дают основание для педагогической науки. Когда средства, выработанные педагогическим искусством и хорошо «работавшие» раньше, в каких-то новых ситуациях «не срабатывают», появляется еще необходимость знать, почему так происходит. Именно в этом пункте встают собственно научные проблемы, требующие изучения, а в результате исследования появляются научные знания об обучении и воспитании. На основе этих знаний строится новое обучение или создаются новые средства: потом в каких-то ситуациях они вновь «не срабатывают», появляется необходимость в новых знаниях и т.д.» Г.П. Щедровицкий. 1966
Дидактический конвейер Первый, дидактический мета-аспект - разворачивание программ построения современной дидактики. Необходимо удержать генетический характер рассмотрения проблематики дидактических исследований и разработок. Наблюдается явный перекос в сторону желаемого конечного результата, что без связки с «наследием прошлого» является контрпродуктивным действием (симптомом своеобразного «интеллектуального склероза»).
Дидактический конвейер Второй дидактический аспект - социальная включенность учащихся как носителей «особой группы интересов» в процессы выбора целей, содержания и форм обучения.
Дидактический конвейер Третий дидактический аспект (прикладной масштаб) - постановка вопроса о «производстве» и массовом использовании специальных дидактических приемов (способов), позволяющих «изнутри системы образования» производить выверенные содержательные интервенции, направленные на преодоление институциональной инерции. Производство такого типа дидактических приемов - является самостоятельной линией дидактических исследований и разработок.
Дидактический конвейер Четвертый дидактический аспект связан с представлением качества образования как коллективного блага, которое создается малыми группами, индивидуальными действиями. Необходимо рассмотреть предельный (на мой взгляд) для дидактики вопрос о соотношении коллективного и индивидуального во всем многообразии их проявлений в процессе обучения, в достижении необходимого качества обучения. Важно обсудить это на уровне онтологем, становящихся про то-понятий, принципов. В частности, безусловно важным, является конкретизация на обобщенном и прикладном уровнях таких про то- понятий как «общий фронт», «сводная группа», «индивидуальная траектория, «индивидуальный маршрут» и др..
Дидактический конвейер Пятый дидактический аспект связан с эффективностью сложившегося разделения труда в организации методического обеспечения деятельности учителя. Важно обсудить всю позиционную карту методической деятельности. Важно построить типологию работ по производству знаний, необходимых для методической деятельности в современных условиях («методическая инженерия»).
Дидактический конвейер Шестой дидактический аспект связан с подходами к деятельности учения (в том числе, в контексте ФГОС). Деятельность учения как компонент специально выстроенной системы взаимодействий или образовательных коопераций учащихся. С точки зрения качества образования, ключевым здесь может стать использование представлений об обмене промежуточными и конечными результатами в рамках понятой и принятой образовательной задачи (в институциональной экономике существует сходное понятие «эквивалентного обмена»).
Дидактический конвейер Седьмой дидактический аспект связан с информационной направленностью (емкостью) институциональной среды, которая детерминируется использованием разнообразных образовательных средств. Современные ИКТ – средства, что они обеспечивают, что блокируют в развитии учащегося? Какова роль предметной среды? В чем состоят дидактические основы современных образовательных средств? В целом, здесь можно развернуть самостоятельную линию дидактического дискурса – «Образовательный дизайн».
Спасибо за внимание!