Урок литературы в 7 классе по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст» Учитель русского языка и литературы – Тарабукина Н.В. МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом
Тема: «Доволен я буквально всем...» (по стихотворению Н. Рубцова «В осеннем лесу») Цели урока: научиться видеть то, что насходится за строкой; чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет; развивать образное мышление; воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Оборудование компьютер, компьютерная презентация; распечатки текста стихотворения Н. Рубцова; опорные таблицы для учащихся; репродукции пейзажных картин; сборник стихотворений Н. Рубцова; краски, карандаши, фломастеры.
Н.М. Рубцов
Тихая моя родина Здесь для души моей родина!, здесь мне легче дышится, легче пишется, легче сходится. Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Тотьма. Река Сухона
Биография Николай родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. Дом, где родился Николай Рубцов
Детство Детство Коли Рубцова пройдет в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе. Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвется от несвободы. С малых лет полюбил он ромашковый берег Емцы, ее поймы, церкви, лодки и тополя.
Сиротство В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Николай Рубцов с воспитательницами детдома
Хотя проклинает приезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Деревня Никола. Здесь нравственные, духовные истоки Рубцова. Деревня Никола
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «В осеннем лесу», постараемся увидеть то, что насходится за строкой (образы, мысли, чувства, цвет), и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.
Доволен я буквально всем! На животе лежу и ем Бруснику, крупную бруснику! Пугаю ящериц на пне, Потом валяюсь на спине, Внимая жалобному крику Болотной птицы... Надо мной Между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной... Я так люблю осенний лес, Над ним - сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист, Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: - Я был в лесу листом! Сказать: - Я был в лесу дождем! Поверьте мне, я чист душою
Понравилось вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Если бы вы были сценаристом, сколько картин-кадров вы бы выделили? Заполните 1 колонку опорной таблицы, записав в нее названия картин.
Николай Рубцов «В осеннем лесу» Картина, образ Ключевые слова (действия, признаки) Чувства, состояние Цвет Тема - Идея -
Прочитаем еще раз строки, иллюстрирующие каждую картину, выделим ключевые слова – действие, чувства, цвет. Заполним 2, 3, 4 колонки опорной таблицы. Понаблюдаем за цветовой палитрой строф, какие цвета вы выделили?
Символика цвета и светолечение зеленый – цвет жизни синий (голубой) – успокаивает оранжевый (красный) – цвет радости желтый (золотой) - спокойствие
Физиологами давно доказано, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние человека. Не случайно дорожные рабочие носят жилеты оранжевого цвета и не случайно хирурги поменяли белоснежные халаты на одежду более спокойного зеленого цвета.
Каждый из цветов обладает своими особыми лечебными свойствами: Красный цвет полезен при воспалительных заболеваниях. Особенно это относится к воспалительным заболеваниям кожи. Стены, где насходится больной, должны быть покрашены в красный цвет, лампочка – тоже. Синий цвет – успокаивающий. Люди, занимающиеся умственным трудом, отмечают, что в комнате, где преобладает синий цвет (это может быть даже абажур настольной лампы) чувствуют себя намного комфортней, меньше устают и работается легче. Этот цвет полезен для больных или слабых глаз.
Зеленый цвет – цвет жизни, это цвет окружающей нас природы. Эффективен при лечении воспалительных заболеваний глаз. Желтый цвет является хорошим помощником в борьбе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Желтый цвет символизирует спокойствие. Оранжевый цвет – символ радости. Он является любимым у людей- мечтателей. Он улучшает аппетит. Белый цвет – цвет духовной силы. Он объединяет в себе весь спектр цветов. Этот цвет никого не отталкивает и ему может отдать предпочтение любой человек с любым характером.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Обратимся к строчкам стихотворения, выделим ключевые слова: Я так люблю осенний лес, Над ним - сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист... Люблю, хотел бы превратиться – любовь, гармония с природой.
Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: - Я был в лесу листом! Сказать: - Я был в лесу дождем! Поверьте мне, я чист душою... - Какие философские мысли поэта звучат в этих строчках? - Какова идея стихотворения?
Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия, к возможности сказать: - Я был в лесу листом! - Я был в лесу дождем! Поверьте мне, я чист душою...
Сам поэт ощущает счастливую полноту мира в единении с природой. Значит, и мы с вами должны жить в гармонии с природой, чтобы быть счастливыми, быть оптимистами и верить в будущее.
Работа в группах Теперь возьмите карандаши, фломастеры и выразите в цвете или образах свои чувства.
Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке … Мне было (не)интересно, потому что...