Стихи о зиме читаем детям Любимая зима Лариса Касимова Прекрасная зима, На улице морозно. Оденусь поскорей И потеплей как можно! Одену рукавички, Мне их связала мама. И шапку меховую Я натяну упрямо. Все озеро во льду, Деревья серебрятся, И все вокруг в снегу, А я пойду кататься. На лыжах я спущусь С крутой горы скорее, На санках прокачусь, И, падая, согреюсь. Как зиму я люблю! Быть может, это странно. Есть времена в году, Где дождь идет нежданно. Когда грибы растут, И набухают почки. Когда цветут в саду Красивые цветочки. Зима красивей всех! Пусть холодно, но все же Румяней, веселей, На праздник так похоже! Санки Семен Островский Съезжают санки сами вниз, Но есть у них один каприз. Чтоб с горки мчались сани, Мы вверх их тащим сами Пришла зима И.Черницкая Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается ! Мама! глянь-ка из окошка... А.А. Фет Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!" Трое А. Босев Тpое на заснеженной полянке Я, Зима и санки. Только землю снег покроет - Собиpаемся мы трое. Веселимся на полянке - Я, Зима и санки.
Зимние краски В. Фетисов Заготовила зима Краски все для всех сама. Полю лучшие белила, Зорям алые чернила. Всем деревьям чистые блестки серебристые. А на улице ребят разукрасила подряд. Как художник, красит разным: кто играет красит красным. Кто боится шевелиться краска синяя годится. Ни за что не выпросить по-другому выкрасить! Зима-рукодельница Е. Явецкая Снова в заботах зима-рукодельница Пусть потеплее природа оденется. Много зима заготовила пряжи, Белые вещи без устали вяжет: Сонным деревьям пушистые шапки, Ёлочкам варежки вяжет на лапки. Шила, вязала и очень устала! Ах, поскорее весна бы настала… Зима И. Суриков Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы - и зима настала. Здравствуй, зимушка-зима! Г. Ладонщиков Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом нас покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима! Вьется след замысловатый От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй, зимушка-зима! Мы для птиц кормушки ставим, Насыпаем в них корма, И поют пичуги в стаях - Здравствуй, зимушка-зима! Зимняя радость Г. Ладонщиков Белый снег-снежок Жжется, колется, Выходи, дружок, За околицу. Там снежком гора Припорошена, Там лыжня вчера Мной проложена. Побежим с тобой К лесу синему, Принесем домой Радость зимнюю. Подготовила: Чешкова Е.П год Зимой И. Мельничук Будто легкие пушинки, Тихо падают снежинки, Кружат, вьются, как живые, Озорные, кружевные. Но хотя мороз и злится, Нам гулять – одна потеха. И горят ребячьи лица И от снега, и от смеха. Стихотворения помогают детям запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать то, что они видели.
Зимушка- зима « Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром». Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечая главного. А если рядом мама или папа, которые удивляются вместе с ребёнком, учат не только смотреть, но и видеть, дети узнают много занимательного, любопытного, увлекательного. Прогулка с детьми предоставляет для этого большие возможности, на каждой из них ребёнок может узнать что-то новое, интересное. Когда идёт снег, обратите внимание, как меняется всё вокруг. Как красиво падает снег – это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»: Рассмотрите снежинки на рукаве пальто через лупу, спросите, на что они похожи (на звёздочки, на цветы, на иголочки, сложенные вместе). Сделайте вывод, что снежинки бывают разной формы. На одной из прогулок предложите ребёнку снять рукавичку, а на другой оставить и поймать снежинки. Посмотрите, где они растают скорее. Пусть ребёнок подумает почему. «Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!» Зимой деревья без листьев, можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите, какую пользу приносят деревья. Можно использовать загадку : «Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает» или «Зимой и летом одним цветом». Спросите, как называются такие деревья, как ель и сосна. Какие хвойные деревья ещё знает. Рассмотрите хвойные и лиственные деревья, сравните их между собой. Понаблюдайте и за ветром, особенно сильные дуют в феврале. Снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьёт в окна. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Скажите, что на улице метёт метель, покажите сугробы. Полюбуйтесь красотой русской берёзки, прочитайте стихотворение С. Есенина «Белая берёза» Интересно в морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Можно прочитать стихотворение И. Никитина «Жгуч мороз трескучий, На дворе темно, Серебристый иней Запушил окно».
Играя в подвижные игры «Пожарные на ученье», «Медведь и пчёлы», «Лиса и куры» дети упражняются в лазанье по вертикальной лесенке, учатся действовать по звуковому сигналу. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Необходимо помнить, что воспитание выносливости, ловкости, силы и быстроты у детей может быть достигнуто лишь при условии систематических и довольно значительных нагрузок. Это значит, что играть ребёнок должен не только во время прогулки в детском саду, но и в выходные дни с родителями.. Любимое зимнее развлечение детей - санки и скользунки. Что бы данное развлечение приносило огромную радость, необходимо выполнять следующие правила: 1. Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее. 2. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. 3. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках. 4. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. 5. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий. 6. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову. 7. Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу. 8. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. 9. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными. С удовольствием играют дети в подвижные игры, одна из них «Перетяни канат». Интересно будет и с папой померяться силой: кто перетянет быстрее верёвку? Очень любят дети игры «Догонялки»,«Ловишки», «Кто быстрее добежит до берёзки?»
«Тихо, тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К дому стежку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку к нашему порожку?» Во время оттепели обратите внимание на сосульки. Это растаявший снег под действием солнца превратился в воду, а затем замёрз, образовав лёд. Пусть ребёнок потрогает сосульку рукой и сделает вывод, что она прозрачная, твёрдая, холодная. Предложите отгадать загадки: Усилить эмоционально-положительное отношение детей к данному труду поможет стихотворение М. Познанский «Снег идёт» Обратите внимание на труд людей зимой: некоторые пытаются как мороз, украсить окна, используя для этого ткань, краски, бумагу. Предложите рассказать, что изображено на увиденном стекле. Другие работают дворниками, очищают тротуары и дорожки от снега, им приходится много трудиться. Если есть возможность, понаблюдайте за снегоуборочной машиной. Предложите ребёнку подумать, сколько времени нужно, что бы собрать этот снег лопатой вручную. А снегоуборочная машина работает так быстро, что автомашины еле успевают подъезжать к ней. Вспомните, куда увозят снег. «Серебристая Морковка Прицепилась к крыше ловко. Уцепилась за карниз И растёт зимою вниз». «Свисает с крыши длинный гвоздь – холодный, крепкий, словно кость. Но если солнце припечёт, он весь слезами истечёт» «Зима на крыши серые Бросает семена Растит морковки белые Под крышами она». Понаблюдайте и за птицами, которые остаются с нами зимовать. Обратите внимание какая красивая сорока на снегу. Прочитайте народную потешку: «Стрекотунья белобока Возле горницы моей, Скачет пёстрая сорока И зовёт ко мне гостей» Предложите последить за воробьями, посмотрите, где они живут. Покормите вместе с детьми птиц, им будет очень приятно осознавать, что они помогают пернатым!