1 Андрей Витальевич Киселев, Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры 27 февраля 2015, Санкт-Петербург Ключевые составляющие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Advertisements

Проблемы структурирования и финансирования проектов ГЧП в России Людмила Тюрина Старший менеджер отдела проектного финансирования и инфраструктуры 16 июня.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Российско-французский форум « Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры » Правовые аспекты развития ГЧП.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Государственная гарантийная поддержка экспорта в Российской Федерации Государственная гарантийная поддержка экспорта в Российской Федерации Москва 24.
Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития Советник Министра транспорта РФ Дмитрий.
Российско-французский форум «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры» Правовые аспекты развития ГЧП в.
Инвестиции в инфраструктуру – основа экономического роста Управляющий партнер Компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) ФУРЩИК Моисей Александрович.
Транксрипт:

1 Андрей Витальевич Киселев, Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры 27 февраля 2015, Санкт-Петербург Ключевые составляющие успешного проекта ГЧП

2 Примеры инфраструктурных ГЧП проектов, реализуемых в России Наименование проекта Используемое законодательство Размер инвестиций Текущий статус проекта Концедент / Публичный партнер Дорога Москва–Санкт- Петербург (М11), км ФЗ «О концессионных соглашениях» 64,6 млрд руб.Эксплуатация Российская Федерация Дорога Москва–Минск (М1) (в обход города Одинцово) ФЗ «О концессионных соглашениях» 25,2 млрд руб.Эксплуатация Российская Федерация Дорога Москва–Санкт- Петербург (М11), 7-8 участки ФЗ «О концессионных соглашениях» 83,1 млрд руб. Подготовка к строительству Российская Федерация Западный скоростной диаметр (ЗСД) Закон СПб о ГЧП123 млрд руб. Эксплуатация/ Строительство Санкт-Петербург Аэропорт Пулково Закон СПб о ГЧП1,2 млрд евро Новый терминал введен в эксплуатацию согласно требованиям СГЧП Санкт-Петербург Строительство моста через р.Кама вблизи г. Камбарка ФЗ «О концессионных соглашениях» 13,9 млрд руб.Строительство Удмуртская Республика

3 Раздел 1: Предложения по юридическому структурированию

4 Прямой сбор платы инвестором Минимальный гарантированный доход Плата концедента (платеж за доступность) Прямой сбор платы предусматривает принятие инвестором риска трафика и выручки от сбора платы за проезд В международной практике такой механизм редко используется в проектах, связанных с дорожным строительством в связи с: высокой капиталоемкостью регулированием тарифов экономикой, не обеспечивающей возврат инвестиций в проект Отсутствие интереса банков к финансированию проектов с риском трафика в РФ (за редким исключением – М и «Обход Одинцово») Применимо только к платным дорогам Возврат инвестиций и доходность инвестора обеспечиваются за счет сбора платы Субъект РФ компенсирует инвестору недополученные доходы в случае снижения уровня трафика по сравнению с прогнозным Сверхдоход от сбора платы обычно полностью поступает в распоряжение инвестора, но иногда может распределяться между субъектом РФ и инвестором Размер тарифа определяется инвестором в пределах установленного максимального значения В случае недостижения инвестором установленных ТЭП могут быть предусмотрены штрафы в пользу субъекта РФ Применимо к платным / бесплатным дорогам Субъект РФ принимает на себя риск трафика и выплачивает инвестору плату концедента Плата концедента условно включает в себя следующие составляющие: операционный платеж (компенсация операционных расходов) инвестиционный платеж (возврат инвестиций) Выплачиваемая сумма платы концедента может уменьшаться на размер начисленных штрафов за недостижение ТЭП Тариф полностью контролируется регионом В ряде проектов также предусматривается премия за сверхплановую выручку, что стимулирует инвестора к улучшению ТЭП Анализ приемлемости платежных механизмов в дорожных проектах ГЧП В целом проекты, предусматривающие минимальный гарантированный доход или плату концедента, являются более привлекательными, так как: позволяют получать гарантированный доход для обслуживания старшего долга и обеспечения эксплуатационных расходов, что позволяет привлечь большую сумму долга по более низким ставкам (по сравнению с прямым сбором платы инвестором), позволяют снизить нагрузку на бюджет за счет более дешевого финансирования, позволяют получить дополнительный доход при условии роста трафика и улучшения операционной эффективности проекта. Проекты, основанные на механизме платы концедента, могут быть структурированы таким образом, чтобы обязанность по сбору платы за проезд и ее перечислению в бюджет была возложена на инвестора

5 Анализ приемлемости платежных механизмов в дорожных проектах ГЧП Инвесторы создадут Специальную Проектную Компанию (СПК), которая будет выступать заемщиком по кредитным соглашениям с банками, а также являться стороной по концессионному соглашению СПК несет ответственность за все риски, связанные со строительством и эксплуатацией объекта в соответствии с концессионным соглашением СПК заключает соглашения на строительство и эксплуатацию, с передачей, соответственно, строительного и эксплуатационного риска подрядчикам Финансирование строительства осуществляется в виде комбинации долгового и акционерного финансирования СПК обслуживает финансирование за счет платы концедента, выплачиваемой из регионального бюджета Концессионное соглашение Концессионер Специальная Проектная Компания (СПК) Банки Кредитные средства Дорога Оператор Строительный контракт Контракт на эксплуатацию Плата концедента / Капитальный грант Субподрядчики Генеральный подрядчик Инвесторы Публичный партнер/ концедент Собственные средства Право владения и пользования Право собственности Субсидия на строительство Бюджет РФ

6 Возможный порядок проведения конкурса в соответствии с ФЗ «О концессионных соглашениях» Требования относительно опыта Наличие опыта реализации ГЧП проектов Наличие опыта проектирования, строительства и эксплуатации (платных) автомобильных дорог Опыт привлечения финансирования для реализации крупных ГЧП проектов Требования относительно финансового состояния Отсутствие задолженности перед бюджетами Наличие активов не менее [ ] млрд. руб. Выручка не менее [ ] млрд. руб. Этап 1. Предварительный отбор По результатам предварительного отбора к участию в конкурсе допускаются компании, соответствующие критериям относительно опыта и финансового состояния Финансовый критерий Финансовыми критериями в рамках концессионного проекта с использованием платы концедента могут быть: Плата концедента Размер капитального гранта Этап 2. Конкурс Компании, прошедшие предварительный отбор, должны подать в срок, установленный в конкурсной документации, конкурсное предложение Технический критерий В рамках технического критерия могут оцениваться: Срок проектирования и строительства При необходимости, качественные характеристики технического решения

7 График конкурсных процедур Выбор партнера для концессионных и ГЧП проектов осуществляется посредством открытого конкурса Процесс подготовки открытого конкурса является ключевым этапом для успешной реализации проекта. Основные стадии организации конкурса и время, обычно требующееся для них, представлены на схеме ниже Ключевым является подготовка конкурсной документации и проекта концессионного соглашения Для подготовки и проведения конкурса целесообразно привлечь финансового, технического и юридического консультантов, которые разработают конкурсную документацию, проект концессионного соглашения и помогут в оценке предложений участников в соответствии с критериями конкурса Финализация проекта концессионного соглашения Согласование критериев предварительного отбора и конкурса II. Проведение конкурсаIII. Финансовое закрытиеI. Подготовка конкурса Подача заявок на участие в конкурсе Подача конкурсных предложений Объявление победителя конкурса Финансовое закрытие Объявление конкурса Начало строительных работ месяцев 6 – 12 месяцев месяцев Написание конкурсной документации и подготовка ППТ Объявление результатов предварительного отбора

8 Раздел 2: Предложения по финансовому структурированию

9 Зависимость платы концедента от величины капитального гранта Плата концедента Капитальный грант Капитальный грант снижает годовую плату концедента млн. руб.

10 Зависимость выручки от величины тарифа и трафика Выручка от сбора платы для различных тарифов при фиксированном базовом сценарии трафика Выручка от сбора платы для различных сценариев трафика при фиксированном базовом тарифе ПСД ПСД [X] руб./км [X]+2 руб./км [X]+4 руб./км млн. руб. Выручка от сбора платы – тариф [Х] руб./км Плата концедента без кап. гранта Плата концедента с кап. грантом Выручка от сбора платы – тариф [Х]+2 руб./км Выручка от сбора платы – тариф [Х]+4 руб./км Плата концедента без кап. гранта Плата концедента с кап. грантом Выручка от сбора платы – трафик ПСД Выручка от сбора платы – трафик ПСД Выручка от сбора платы – трафик ПСД трафик ПСД

11 Бюджетный эффект от реализации проекта Плата концедента и выручка от сбора платы [Х] руб./км Б А млн. руб. БА Нагрузка на бюджет (выплаты концессионеру) Бюджетный доход

12 Структура финансирования проекта Плавающая: Ключевая ставка ЦБР или LIBOR или МОСПРАЙМ + [X]% или Фиксированная Y% годовых Банковский долг (70-90%) Стоимость проекта Средства акционеров (10-30%) Средства инвесторов (60–40%) Источники финансирования Ставка и маржа Возврат на собственные вложенные средства Срок 7 – 15 лет Срок соглашения Хеджирование хеджирование обменного курса / Руб хеджирование процентной ставки Капитальный грант (40–60%) Средства регионального бюджета Средства федерального бюджета Безвозмездные средства Невозвратные средства

13 Источники долгового финансирования Международные кредитные агентства и банки развития Иностранные: ЕБРР, ЕАБР, МФК, СИБ Российский: Банк Развития (ВЭБ) Выступают катализатором интереса банков в сложных проектах Экспортно-кредитные агентства Дешевле, чем коммерческие банки Финансирование привязано к закупкам оборудования / услуг / материалов Требования по хеджированию Коммерческие банки – валюта Узкий круг иностранных и российских банков готовы финансировать проекты в России Сроки и объемы зависят от ситуации на мировых кредитных рынках и конкуренции со стороны других проектов Требования по хеджированию на долгий срок Коммерческие банки – рубли (синдицированные кредиты) Ограниченное количество серьезных игроков Высокая стоимость фондирования Более короткие сроки Инфраструктурные облигации Пенсионные фонды Проектные облигации Неудобны во время периода строительства (низкая гибкость инвесторов) Можно выпускать в валюте и рублях, но не в ближайшее время (плохой мировой рынок) Удобный инструмент (ре-)финансирования в период эксплуатации проекта Период строительства Период эксплуатации

14 Раздел 3: Заключение

15 Раздел 3: Заключение 15 Принятие публичным партнером (концедентом) на себя риска трафика позволяет снизить нагрузку на бюджет за счет оптимизации привлекаемого финансирования Предоставление капитального гранта (компенсация части затрат на строительство объекта) приведет к снижению ежегодной нагрузки на бюджет на этапе эксплуатации Бюджетные инвестиции, направляемые на предоставление капитального гранта, могут предоставляться поэтапно по ходу строительства Публичный партнер (концедент) имеет возможность управлять доходом от сбора платы за счет сбалансированной тарифной политики и роста интенсивности движения Трафик кардинально влияет на доходность проекта. Считаем целесообразным проводить исследования транспортных потоков Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор проектов инвесторами, является качественная подготовка проекта: наличие ПСД (или обоснованных технических проработок), обоснования трафика, конкурсной документации и концессионного соглашения (СГЧП) на рыночных условиях

16 Раздел 4: Примеры проектов, реализуемых ВТБ Капитал

17 Реконструкция аэропорта Пулково Ключевая информация Вызовы проекта и успех ВТБ Капитал Первый проект в России, реализованный на основе законодательства о ГЧП ВТБ Капитал, являющееся мажоритарным инвестором в проектной компании, также привлекло компанию Фрапорт – одного из ведущих мировых операторов аэропортов – для со- инвестирования и эксплуатации аэропорта Пулково. Проект структурирован исключительно на коммерческой основе, т.е. без какой-либо государственной поддержки в виде субсидий или грантов. Долгосрочное заемное финансирование предоставлено синдикатом международных финансовых организаций, институтов развития и коммерческих банков. Вызовы Очень существенный объем требуемых инвестиций на стадии строительства (порядка 1,2 млрд. евро). Ограниченное предложение со стороны иностранных финансирующих организаций. Жесткие временные рамки строительства – запланированный ввод в эксплуатацию в 2013 году. Жесткие регуляторные и контрактные (по соглашению о ГЧП) требования к уровню сервиса, предоставляемого аэропортом. Потребность в долгосрочном (более 10 лет) финансировании в евро Управление межкредиторскими отношениями и обеспечительным пакетом с более чем 15 займодателями, включая многосторонние агентства и ЭКА. Секрет успеха Плотное взаимодействие с банками уже на ранних стадиях процесса для удовлетворения критериев и ключевых условий привлечения финансирования. Знание и доступ к ключевым лицам, принимающим решения, в крупных финансовых учреждениях в Европе и Азии. Способность найти приемлемый компромисс среди всех вовлеченных сторон посредством многосторонних переговоров. Структура проектного финансирования Суммарный объем финансирования порядка 1,2 млрд евро Собственные средства акционеров: 485 млн. евро (40% всего объема) Долгосрочные банковские кредиты : 716 млн. евро (60% всего объема) Банковское кредитование через ЕБРР по схеме А/Б где займы типа Б синдицированы коммерческим банкам (нам удалось заинтересовать большое количество участников рынка) Сроки кредитов: лет, с льготным периодом 4,5 года В непростых рыночных условиях, присущих первой сделке такого рода в России, наша команда сумела достичь очень конкурентной структуры финансирования проекта, обеспечив его привлекательность для инвестирования.

18 Ключевая информация Вызовы проекта и успех ВТБ Капитал Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) – это 46,4-километровая платная дорога. По 30-летнему соглашению о ГЧП частный партнер принимает на себя обязательство профинансировать и построить центральную секцию ЗСД, а также эксплуатировать весь ЗСД. Город Санкт-Петербург является стороной по соглашению о ГЧП. Частный партнер по соглашению о ГЧП – Магистраль Северной Столицы, специальная проектная компания, 5 мажоритарная доля в которой принадлежит ВТБ Капитал. Сделка структурирована в лучших традициях международного проектного финансирования в области транспортной инфраструктуры. Потребности проекта в финансировании составляют свыше 120 млрд. рублей (включают, затраты по сделке, проценты во время строительства и резервный счет обслуживания долга). Вызовы Проект был выставлен на конкурс в трудные времена для потенциальных кредиторов, когда международные банки уменьшали свое присутствие в России. Первый проект частной платной дороги в России, один из крупнейших в мире такого рода. Жесткие временные рамки строительства и очень значительный объем требуемых инвестиций на стадии строительства. Жесткие эксплуатационные требования по соглашению о ГЧП. Потребность в долгосрочном (более 12 лет) финансировании с расширенным льготным периодом. Несмотря на трудности, было успешно привлечено долгосрочное финансирование от российских банков и международных многосторонних финансовых учреждений (ЕБРР, NIB, ЕБР). Секрет успеха Высокопрофессиональная и опытная команда. Знание международного и местного рынка проектного финансирования. Проведение экспертизы проекта (due diligence) по самым высоким международным стандартам. График реализации Апрель 2011 – Завершена предварительная квалификация Июль 2011 – Подача конкурсных предложений Август 2011 – Объявление победителя Декабрь 2011 – Июнь 2012 – Переговоры и подписание проектной и финансовой документации Декабрь 2012 – Финансовое закрытие – Строительство – Эксплуатация Западный Скоростной Диаметр

19 Платные мостовые переходы в Удмуртской республике Краткое описание Основные параметры Группа ВТБ участвует как кредитор, миноритарный акционер и финансовый консультант. Концессионный проект строительства и эксплуатации платных автомобильных мостовых переходов через реку Кама и реку Буй в районе города Камбарка Удмуртской республики на срок 49 лет. Первый региональный транспортный проект, реализуемый на базе Федерального Закона 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Проект реализуется с целью обеспечения возможности круглогодичного пересечения реки Кама (зона притяжения – более 500 км реки от Перми до Набережных Челнов) и разгрузки сети федеральных автодорог М5 и М7. Доходность частного инвестора обеспечивается сбором платы за проезд, а также гарантией минимального дохода со стороны Удмуртской республики. Стоимость строительства –13,9 млрд. руб. Срок строительства – 36 месяцев Объекты по соглашению – Мосты через реку Кама и реку Буй, подходы к ним с присоединением к существующей сети автомобильных дорог, пункты сбора платы Протяженность объектов – 15 км Старший долг – 5 млрд. руб. Государственное финансирование – 3,9 млрд. руб. График реализации Участники Проекта Концедент - Удмуртская республика Концессионер - «Консорциум Региональная Инвестиционная Компания» Подрядчики - ООО «Мостострой-12» (строительная компания, специализирующаяся на строительстве мостов и автомобильных дорог), ООО «Тюменьстальмост» (один из крупнейших российских производителей мостовых конструкций) Кредитор – Банк ВТБ Сентябрь 2011Объявление конкурса Декабрь 2011Объявление победителя Май 2012Заключение концессионного соглашения Сентябрь 2013Финансовое закрытие Строительство Эксплуатация на платной основе

20 Краткое описание Ключевые параметры проекта Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») выступает концедентом в рамках концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги М11 «Москва – Санкт-Петербург» на участках 7 и 8, между км 543 и км 684. Проект обеспечит въезд с трассы M11 в Санкт-Петербург. Проект реализуется в соответствии с Федеральным законом 115- ФЗ «О концессионных соглашениях». Срок действия концессионного соглашения составляет 27 лет. ВТБ Капитал и ВИНСИ Консессьон в качестве инвесторов создали ООО «Магистраль двух столиц» для участия в конкурсе и реализации проекта. Государство принимает на себя обязательство по со- финансированию строительных затрат из бюджетных средств, а также по выплате концессионеру платы концедента на этапе эксплуатации. Капитальные затраты в соответствии с проектной документацией – 83 млрд. руб. (с НДС) Размер капитального гранта – 57,6 млрд. руб. (с НДС) Плата концедента (эксплуатационный платеж) – макс. 33,4 млрд. руб.(с НДС, в ценах 1 кв г.) Плата концедента (инвестиционный платеж) – макс. 59,4 млрд. руб.(без НДС, в ценах соответствующих лет) Общая длина (7-й и 8-й участки) – 137,5 км Категория дороги – I-А Количество полос движения – 4-6 Инженерные сооружения – 64 моста и эстакады, 1 тоннель Закрытая система взимания платы за проезд (размер платы определяется в зависимости от проделанного пути); три пункта взимания плата График реализации проекта 17 июня 2013 – объявление открытого конкурса 11 октября 2013 – подача заявок на предварительный отбор 31 марта 2014 – подача конкурсных предложений и вскрытие конвертов Май 2014 – ООО «Магистраль двух столиц» признано победителем конкурса Ноябрь 2014 – ГК «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» заключено концессионное соглашение Скоростная автомобильная дорога М11 «Москва – Санкт-Петербург», 7-й и 8-й участки, км 543 – км 684

21 ВТБ Капитал – лидирующий инвестор в области инфраструктуры Проект строительства и эксплуатации Западного Скоростного Диаметра, который недавно получил ряд престижных наград, включая награду PFI за «Сделку 2012 года в сфере автодорог», является самым крупным в мире проектом ГЧП в сфере платных автодорог. ВТБ Капитал привлекло 1,2 млрд. евро на модернизацию аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге – первый проект ГЧП в России, профинансированный без регресса на средства государственного бюджета. Сделке по аэропорту Пулково были присвоены несколько престижных наград, эта сделка получила положительное заключение Мирового Банка. Источник: Infrastructure Journal, сентябрь 2013 Сделка года – Транспорт в 2010 году VTB Capital Сделка года в сфере ГЧП в 2010 году VTB Capital Сделка года в аэропортовой деятельности в Европе в 2010 году Сделка года в сфере ГЧП в мире в 2010 году VTB Capital Сделка года в сфере ГЧП в Европе в 2010 году VTB Capital Лучшая сделка в инфраструктуре в регионе EMEA VTB Capital 2-е место в категории «Европейская инфраструктурная сделка года» VTB Capital 4-е место в категории «Международная инфраструктурная сделка года» VTB Capital Лучший финансовый консультант в Центральной и Восточной Европе в 2010 году VTB Capital Лучший спонсор проекта в Европе в 2012 году VTB Capital Лучший кредитор в Европе в 2012 году VTB Capital Лучший проект городского развития в Европе в 2012 году VTB Capital Сделка года в сфере ГЧП в Европе в 2012 году Сделка года в Европе в секторе платных автодорог в 2012 году VTB Capital Сделка года в сфере автодорог в Европе в 2012 году VTB Capital Лучший проект ГЧП в 2012 году VTB Capital Суммарный объем финансирования, привлеченного членами команды Департамента финансирования инфраструктуры (с учетом предыдущего опыта), превышает 100 млрд. долларов США.

22 Контакты Андрей Витальевич Киселев Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Тел.: