Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьёй « СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » Стрелкова Наталья Николаевна заместитель заведующего по ВМР МДОУ «Колосок», Серпуховский муниципальный район
Актуальность Рост числа детей с особыми образовательными потребностями. Слабая педагогическая состоятельность части родителей, повышенный тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада. Необходимость приведения в соответствие ФГОС ДО содержания деятельности ДОУ, обеспечения преемственности. Недостаточная профессиональная подготовленность работников к новым условиям и требованиям. 2
Создание комплекса условий для развития сотрудничества между детским садом и семьей на основе развивающего общения, в целях развития ребенка Объект: родители (законные представители) воспитанников МДОУ. Предмет: процесс социального партнёрства МДОУ с семьёй. 3
Задачи Уточнить уровень стартовой готовности к реализации проекта. Определить новые перспективы деятельности. Апробировать и внедрить универсальные технологии, способствующие повышению эффективности взаимодействия. 4
Принципы взаимодействия ДОУ и родителей Единство и практическая направленность образовательного процесса. Единство и практическая направленность образовательного процесса. Позиции педагога и родителей диалогические, эмоционально открытые и личностно-значимые. Позиции педагога и родителей диалогические, эмоционально открытые и личностно-значимые. Принцип выбора. Каждый взрослый может выбрать приоритетное направление взаимодействия; каждый ребенок может выбрать виды деятельности и занятий, которые его привлекают. Принцип выбора. Каждый взрослый может выбрать приоритетное направление взаимодействия; каждый ребенок может выбрать виды деятельности и занятий, которые его привлекают. Признание микроклимата семьи. Признание микроклимата семьи. Объединение всех ресурсов: родительских знаний о собственном ребенке и профессиональных навыков педагогов – во имя развития ребенка и его достойного воспитания. Объединение всех ресурсов: родительских знаний о собственном ребенке и профессиональных навыков педагогов – во имя развития ребенка и его достойного воспитания.5
Можно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка Побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые ими методы. Постепенно предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности Установление общих требований к поведению ребенка Воспитателям необходимо проявить такт, уважение к родителям, сдержанность, не отталкивать от себя Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться На этой стадии вырабатывается целый ряд мер, направленных на развитие ребенка. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, сообщает о сомнениях и затруднениях, спрашивает совета у родителей Согласившись на совместное взаимодействие сторон, уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи 6 Упрочение сотрудничества в достижении общей цели Здесь целесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности Совершенствование педагогического сотрудничества так как эта стадия расширения и углубления сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических возможностей Реализация достигнутых договоренностей Модель взаимодействия педагогов и родителей
Этапы проекта Организационный июль-август 2013 г. Основной сентябрь 2013 г.-декабрь 2013 г. Итоговый январь –май 2013 г. 7
Организационный этап Цель: создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй Изучение и анализ психолого – педагогической литературы. Разработка нормативно – правового обеспечения деятельности коллектива по взаимодействию с семьей. Определение форм и средств координации деятельности всех служб ДОУ. Формирование информационно – мотивационной основы реализации проекта 8
Основной этап Цель: подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений. Повышение квалификации педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. Создание программно – методического обеспечение проекта. Выбор форм и средств взаимодействия с семьей. Разработка механизма взаимодействия и организационно – содержательного обеспечения проекта. Подготовка информационно – аналитических документов по формированию системы сотрудничества. 9
Итоговый этап Цель: провести анализ проводимой работы, её результативность, определить перспективность темы Отработка механизма взаимодействия ДОУ и семьи. Развитие банка организационно - содержательных материалов. Развитие системы сотрудничества ДОУ и семьи. Совершенствование механизма взаимодействия с семьей. Многоуровневый анализ эффективности системы взаимодействия с семьей. 10
Результативность Коллективом педагогов разработана карта активности родителей; Проведены мастер-классы по темам: «Искусство общения с ребёнком», «О ценности переживаний и событий детской жизни», «Игры в квартире, во дворе и на даче»; Создана мини психолого-педагогическая библиотека; Открыт психолого-педагогический консультативный пункт; Сформирован банк сценариев родительских собраний в развивающей парадигме. 11
Практическая значимость проекта Данный проект может быть использован всеми работниками дошкольных организаций, работающим в инновационном режиме, для которых дошкольная организация и семья – единое пространство развития 12
Список литературы 1. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. и др Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др.- М.: Линка-Пресс Микляева И.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: методическое пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / И. В. Микляева -Издательство Айрис – пресс, Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий,
Выводы Семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. 14