РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова Наталья Николаевна
Характеристика диагностических материалов Распоряжение Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014 года 164 р Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1089) Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1897). 2
Характеристика диагностических материалов Познавательные логические действия, в основе которых лежит освоение учащимися логических приемов познания (выявление сходств и различий, проведение сравнений и установление аналогий, классификация, ранжирование, группировка). Познавательные знаково-символические действия – работа с графической информацией (рисунками, схемами, таблицами, диаграммами), преобразование информации из одной знаковой системы в другую Познавательные действия по решению задач (проблем), в основе которых лежит освоение учащимися методологических умений (наблюдение, опыт, измерение), а также общих приемов решения задач (проблем) Познавательные действия по работе с информацией и текстом – извлечение из текста информации, заданной в явном виде; интерпретация информации; поиск информации и оценка ее достоверности 3
Характеристика диагностических материалов Уровни овладения проверяемыми умениями I. Освоение способа деятельности II. Применение способа деятельности III. Преобразование способа деятельности Тип задания Кол-во заданий Уровень овладения умениями IIIIII ВО КО835- РО4-13 всего
Характеристика диагностических материалов 5
В диагностике участвовали семиклассников Средний тестовый балл – 17,9 Выполнение теста – 57,6% Распределение участников диагностики по тестовому баллу Распределение участников диагностики по уровню подготовки Уровень подготовки Низкий (0-11 баллов) Средний (12 – 17) Повышенный (18 – 24) Высокий (25 – 31) % участников Описание уровня менее 65% выполнения заданий 1 уровня сложности Более 65% выполнения заданий 1 уровня сложности 100% выполнения заданий 1 уровня и более 50% 2 уровня Набрали не менее 2 баллов за задания 3 уровня сложности
Выполнение заданий по контролируемым умениям
Выполнение заданий обучающимися с разным уровнем подготовки Уровень подготовки низкий средний повышенный высокий Процент выполнения теста 28%48%66%84%
Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы 9 1 уровень сложности, средний процент выполнения - 92% 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 46%
Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное 10 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 42% 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 46%
Давать определения понятиям, подводить под понятие 11 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 48% 2 балла – 10%
Давать определения понятиям, подводить под понятие 12 2 уровень сложности, средний процент выполнения - 34%
Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение 13 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 35% 2 балла – 17%
Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное 14 3 уровень сложности, средний процент выполнения - 23% 3 балла – 13% 2 балла – 10% 1 балл – 10%
Использовать знаково-символические (и художественно- графические) средства и модели при решении учебно- практических задач 15 1 уровень сложности, процент выполнения - 44%
Познавательные действия по решению задач (проблем) 16
Познавательные действия по работе с информацией и текстом 17
Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты 18 1 уровень сложности, Выполнение - 52% 2 балла – 25%
Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод 19 2 уровень сложности, выполнение - 58% 2 балла – 49% 1 балл – 18%
Выводы 89% учащихся продемонстрировали достижение требований ФГОС к освоению познавательных универсальных учебных действий в соответствии с промежуточными результатами обучения 56% тестировавшихся достигли повышенного и высокого уровня подготовки семиклассники успешно справляются с заданиями 1 и 2 уровня, проверяющими освоение познавательных знаково-символических действий, действий по решению задач (проблем), а также действий по работе с информацией и текстом 20
Выводы определённые затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, проверяющих освоение познавательных логических действий отмечаются дефициты в выполнении заданий с развёрнутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения отмечается существенный дефицит в умениях выделять общий признак и группировать предложенные объекты в соответствии с выбранным признаком, классифицировать различные объекты, а так же проводить сравнение двух объектов или процессов 21
Рекомендации развитие системы обучения в плане подготовки школьника к эффективному использованию информационных средств, обучению оптимальным способам обращения с информацией и ее представлением обратить особое внимание в рамках предметов естественнонаучного цикла на обучение различным способам классификации в рамках предметов различных областей знаний учить формулировать общие и различные признаки объектов и предметов и фиксировать результаты сравнения в письменном виде. 22
Благодарю за внимание! 23