Система выдачи разрешений в соответствии с нормами общего действия Практическое внедрение рекомендаций законодательства М.В. Бегак, Т.В. Гусева Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП
Нормы общего действия Нормы общего действия – это нормативы эмиссий (выбросов, сбросов, отходов и др.) и другие условия, установленные как минимум на уровне отрасли, которые приняты для применения при определении условий (экологических) разрешений. Государства – члены ЕС могут включать требования к определенным категориям установок, топливосжигательным заводам, мусоросжигательным заводами или предприятиям, сжигающим и топливо, и мусор. В тех случаях, когда (отраслевые) нормы общего действия установлены, разрешение может просто содержать ссылку на эти нормы. Принятые государствами нормы общего действия должны содержать ссылку на Директиву в случае их официального опубликования. Общественность должна иметь доступ к нормам общего действия. – Директива о промышленных эмиссиях
Применение норм общего действия к установкам Приложения 1 Директивы ПЭ Применяя НОД к установкам Приложения 1, государства – члены ЕС должны обеспечить такой же высокий уровень защиты окружающей среды, как тот, который достигается при выдаче комплексных разрешений, разработанных в индивидуальном порядке. Нормы общего действия должны быть основаны на НДТМ, но не должны предписывать применение конкретных технических решений или технологий. Государства должны обеспечить обновление требований НОД с учетом развития НДТМ. – Директива о промышленных эмиссиях Источники НОД: экологическое законодательство, (отраслевые) требования, приказы и пр.
Опыт ЕС: преимущества применения норм общего действия Опрос заинтересованных сторон в 27 государствах – членах ЕС выявил следующие преимущества применения НОД: Упрощение определения условий экологических разрешений и проверки их выполнения Определение (параметров) наилучших доступных технологий для отрасли в целом Сокращение административной нагрузки и соответствующих затрат Увеличение прозрачности системы экологического регулирования Одинаковое отношение ко всем предприятиям (отрасли) Упрощение процесса подготовки и подачи заявки для предприятий Систематизация требований к организации производственного экологического мониторинга и контроля
Опыт ЕС: сложности, препятствия, особенности применения НОД Сложность учета технических особенностей конкретных установок. Сложности учета местных экологических условий. Раздельный учет выбросов, сбросов и отходов может приводить к недооценке (комплексных) воздействий (воздействий на другие компоненты окружающей среды). Число предприятий не настолько велико, чтобы стоило применять НОД в стремлении сократить административную нагрузку и затраты. Использование НОД может ослаблять стимулы поисков лучших решений (отказ от принципа последовательного улучшения). В различных странах нормы общего действия начинали применять как до, так и после введения в действие Директивы КПКЗ. В некоторых случаях предписания НОД оказываются менее жесткими, чем соответствующие требования комплексных разрешений.
Примеры применения НОД Отрасль, страна Применение НОДОсобенности требований Интенсивное животноводство и птицеводство, Франция Применение начато до принятия Директивы КПКЗ. НОД имеют статус минимальных требований. Применяются к установкам КПКЗ и меньшим предприятиям. Охватывают энергоэффективность, водопотребление, складирование навоза, шум, запах и пр. Интенсивное животноводство и птицеводство, Нидерланды Предприятия получают комплексные разрешения. НОД устанавливают особые требования к выбросам аммиака. НОД устанавливают требования к удельным (на одно животное) выбросам. Для их соблюдения необходимы меры, дополнительные к НДТМ. Интенсивное животноводство и птицеводство, Португалия НОД рассматривались как инструмент переходного периода (к соблюдению требований КПКЗ). Устанавливали требования к сбросам взвешенных частиц и БПК.
Нормы общего действия: модельный закон СНГ Нормы общего действия - совокупность установленных в нормативных документах условий, охватывающих общие технологические аспекты эксплуатации типовых установок и предписывающих определенные характеристики, которые уполномоченный государственный орган должен закладывать в соответствующие разрешения в качестве усредненных требований. Нормы общего действия используются для выдачи разрешений субъектам хозяйственной и иной деятельности, относящихся к малым и средним предприятиям и оказывающим значительное воздействие на окружающую среду. – Модельный закон ««О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды»
Проект российского закона Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня потенциального загрязнения окружающей среды и (или) влияния на здоровье человека, подразделяются на четыре категории: – I категория - объекты со значительным потенциалом загрязнения окружающей среды; такие предприятия должны получать комплексные экологические разрешения; – II категория - объекты с умеренным потенциалом загрязнения окружающей среды; – III категория - объекты с незначительным потенциалом загрязнения окружающей среды; – IV категория - объекты с минимальным потенциалом загрязнения окружающей среды.
Критерии отнесения предприятий к различным категориям Критерии, на основании которых осуществляется отнесение предприятий к той или иной категории, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При установлении критериев учитываются: 1. уровни и (или) объемы воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и иной деятельности (отрасль или сектор отрасли, производство); 2. классы опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, отходах производства и потребления; 3. наличие на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; 4. классификация промышленных объектов и производств в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проект ФЗ «О внесении изменений…»
Общие принципы применения НОД к предприятиям с умеренным потенциалом загрязнения ОС Переход от решений «на конце трубы» к технологическим решениям (предотвращение загрязнения) и эффективным системам менеджмента. Переход (где это возможно) от мониторинга загрязнения и состояния ОС к мониторингу производственных показателей (потребление ресурсов, энергоемкость, состав выбросов и др. Упрощенная процедура выдачи разрешения (меньше информации, менее индивидуальный подход). Прозрачный процесс выдачи разрешения; доступная информация о нормах общего действия для отраслей производства и рекомендации по их применению. Прозрачный процесс подготовки НОД, предусматривающий участие заинтересованных сторон.
Особенности разработки и применения НОД Смысл разработки НОД есть в тех случаях, когда они могут быть отнесены к значительному количеству однотипных предприятий. – Всё определяется затратами на разработку НОД и приоритетами ограничения негативного воздействия. НОД могут применяться только к предприятиям, использующим широко распространенные, известные, однотипные технологические процессы, которые не меняются динамично. – Для производства стеклобутылок применяют однотипные печи и формовочное оборудование. Во многих случаях идентично и сырье. НОД можно применять для продвижения новых технологических технических решений с прогрессивными параметрами. НОД могут охватывать все экологические аспекты, но могут разрабатываться и для ограничения воздействия на конкретный компонент ОС или даже в отношении отдельных загрязняющих вещества. – Для производства кирпича важнее всего разработать нормы, ограничивающие воздействие на атмосферный воздух. Предприятия, к которым применяются НОД, должны характеризоваться однотипным воздействием на ОС, не зависящим в значительной степени от местных экологических условий. Следует предусматривать активное участие предприятий в разработке и обсуждении НОД и проводить консультации между экологическими министерствами и отраслевыми ассоциациями.
Источники НОД Нормативы общего действия могут быть выпущены в форме требований, особых условий и пр., подлежащих утверждению соответствующим Министерством. НОД могут быть выпущены в форме Справочных (ссылочных) документов (более простых, чем Справочники по НДТМ). В определенной степени в качестве НОД могут рассматриваться стандарты по НДТ(М), разработанные в России (более 20). При разработке НОД необходимо консультироваться с регулируемым сообществом. НОД могут обновляться быстрее, чем Справочные документы, и играть роль стимулов сокращения негативного воздействия на ОС. – Принцип последовательного улучшения
Удельные затраты энергии при производстве облицовочной керамической плитки за период гг.: последовательное улучшение
Стандарты по НДТ как НОД
Процедура выдачи разрешений в соответствии с НОД Должна быть разработана соответствующим Министерством и учитывать результаты консультаций с заинтересованными сторонами. Должна устанавливать: – Состав, порядок разработки и подачи заявки – Порядок приема заявки и взаимодействия заявителя и сотрудников природоохранительного органа (регионального уровня) – Порядок взаимодействия с другими заинтересованными сторонами (общественностью) – Порядок апелляции (в случае отказа в выдаче разрешения)
Структура заявки на получение разрешения в соответствии с НОД Сведения об установке (о предприятии) – Название, расположение, руководство, индекс налогоплательщика и пр. Описание производственной деятельности Описание деятельности, обеспечивающей соответствие НОД – Технологические, технические, управленческие решения, мониторинг, контроль Выбросы, сбросы, отходы, шум и пр. в сопоставлении с установленными для отрасли в НОД Воздействие на окружающую среду – Краткое описание или ссылка на материалы отчета об ОВОС Дополнительные сведения
Этапы получения разрешения 1 Предварительный этап Может включать консультации заявителя с природоохранным органом 2 Подготовка заявки Завершается подачей заявки в уполномоченный природоохранный орган 3 Рассмотрение заявки в уполномоченном органе Предварительное рассмотрение и возврат в случае несоответствия установленным требованиям Рассмотрение и, при необходимости требование предоставления дополнительных сведений 4 Консультации Могут касаться вопросов соблюдения природоохранного законодательства и условий разрешений в прошлом 5 Определение условий экологического разрешения в соответствии с НОД. Сопоставление требований НОД и результативности предприятия Выдача экологического разрешения / Отказ в выдаче разрешения / Апелляция
НОД для производства кирпича: определение достигнутого уровня выбросов
НОД в производстве кирпича: требования к выбросам основных загрязняющих веществ Загрязняющие вещества Производство кирпича Концентрация, мг/м 3 Удельный выброс, кг/т продукции Оцениваемое предприятие Уровень НОД Оцениваемое предприятие Уровень НОД Пыль (помол)
НОД для биологической очистки сточных вод: определение технологических нормативов сбросов Директива об очистке городских сточных вод 91/271/ЕЕС. Требования к очищенному стоку (статья 4, 5, 7)
НОД для биологической очистки сточных вод: определение технологических нормативов сбросов Параметры очистки сточных вод, соответствующие НДТ, в сравнении с показателями КОС Санкт-Петербурга в 2010 году
НОД для биологической очистки сточных вод: определение технол. нормативов сбросов Норматив по содержанию общего азота определяется из сравнения сравнимых по мощности (от 51 до 130 млн. куб. м в год) очистных сооружений
НОД для биологической очистки сточных вод: определение технол. нормативов сбросов Норматив по содержанию общего фосфора определяется из сравнения сравнимых по мощности (от 51 до 130 млн. куб. м в год) очистных сооружений
Выводы НОД применяются в государствах – членах ЕС в течение достаточно продолжительного периода времени (с начала 90-х годов). НОД могут применяться как к установкам, характеризующимся умеренным потенциалом воздействия на ОС, так и к установкам КПКЗ. В ряде стран НОД разрабатываются для организаций с незначительным воздействием на ОС. Основное отличие применения НОД от существующей в большинстве стран СНГ системы нормирования состоит в переходе к нормированию производственных параметров и подходов менеджмента и к установлению унифицированных требований для однотипных предприятий. Немаловажно учитывать также большую прозрачность процедуры выдачи разрешений и консультации с заинтересованными сторонами при разработке отраслевых НОД.
Спасибо за внимание! М.В. Бегак Т.В. Гусева