Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
Главной задачей нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, мы пришли к выводу: Закаливающие мероприятия – основа воспитательно- оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей в ДОУ.
Из данной цели я поставила перед собой следующие задачи: 1. Формировать потребность у детей в здоровом образе жизни; 2. Продолжать учить детей соблюдать режим дня; 3. Воспитывать потребность в закаливающих процедурах.
В своей работе я использую следующие закаливающие процедуры: Утренняя гимнастика Водные процедуры Полоскание горла Прогулка Проветривание Воздушные ванны Ходьба по массажным дорожкам Гимнастика после сна Сухое растирание
Основная задача утренней гимнастики в нашей группе - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки. Во время проведения гимнастики целесообразно использую музыкальное и речевое сопровождение.
Прогулка для нас является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект. В работе с детьми я использую следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, полоскание рта и горла.
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚. Со средней группы у нас добавился новый прием, закаливания предусмотренный нашей программой полоскание рта и горла.
Свежий воздух постоянно окружает ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Воздушные ванны применяю с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. Воздействие воздуха пониженной температуры, оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно-сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.
При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому я рекомендую своим детям, ходить босиком по мелким камням и прикроватным массажным коврикам, которые сделали родители.
Гимнастика после сна улучшает настроение детей, поднимает мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключаем резкие движения. Проводим в течении 7-10 минут Организация гимнастики после сна пробуждает ребенка и подготавливает к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использую речевое сопровождение.
А так же я ввела новый метод закаливания сухое растирание тела мягкой поролоновой губкой. После гимнастики после сна дети растирают свое тело. От такой процедуры повышается тонус мышц, усиливается обмен веществ, все это оказывает возбуждающее действие на нервную систему.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
Результаты моей работы по закаливанию показали, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания.