Гачко Г.А., проректор по учебной работе Гачко Г.А., проректор по учебной работе О практико-ориентированных формах обучения формах обучения на 1 и 2 ступенях высшего образования О практико-ориентированных формах обучения формах обучения на 1 и 2 ступенях высшего образования
Формат доклада: цели и задачи обсуждения вопроса; представление «Концепции практико- ориентированного обучения в университете» (Богдевич А.И.); представление опыта юридического факультета по усилению практической направленности подготовки специалистов (Чебуранова С.Е.); Концепция в аспекте Письма МО РБ и проект Решения ректората.
Цели рассмотрения вопроса на ректорате: актуализировать необходимость развития практико-ориентированного обучения в университете; соотнести и скоординировать работу университета по развитию практико-ориентированного обучения с требованиями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь.
Задачи рассмотрения вопроса на ректорате: обсудить во втором чтении проект Концепции практико-ориентированного обучения в университете; выработать систему мероприятий по внедрению Концепции в практическую деятельность университета.
Основные нормативно-правовые акты: Кодекс Республики Беларусь об образовании; Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи в Республике Беларусь; Государственная программа развития высшего образования на годы; Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на годы; Письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2014/15 учебном году.
Основные локальные правовые акты Стратегия Гродненского государственного университета имени Янки Купалы на гг. Раздел 5.2. Программа стратегического развития учебного процесса.
Стратегия университета, раздел 5.2. Цель 2. Обеспечить практико-ориентированное обучение: Задача 1. Погрузить студентов в среду их будущей профессиональной деятельности Задача 2. Обеспечить развитие методологической и инновационной культуры преподавателей и сотрудников, совершенствование их профессиональной компетентности, необходимых для реализации принципов практико-ориентированного обучения. Задача 3. Обеспечить развитие материально-технической базы, необходимой для осуществления практико- ориентированного обучения.
Основные локальные правовые акты Концепция практико-ориентированного обучения в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы (проект). Представляет Анатолий Иосифович Богдевич – начальник учебного отдела учебно- методического управления университета.
Письмо МО (создание образовательной среды): развитие университетов, как образовательно- научно-производственных комплексов; создание и развитие инновационно- ориентированных подразделений УВО; создание в УВО специализированных учебно- исследовательских лабораторий по приоритетным направлениям развития отраслей экономики и социальной сферы; создание в организациях кафедр (филиалов кафедр), обеспечивающих образовательный процесс и прохождение производственных практик
Письмо МО (взаимодействие с нанимателями): выпускающим кафедрам ежегодно проводить исследования потребностей потенциальных заказчиков кадров, как по количеству и качеству выпускаемых специалистов, так и по содержанию их подготовки; обеспечить наличие минимум одной – двух базовых организаций по каждой специальности; организовать обязательную стажировку преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин в организациях, в том числе за рубежом.
Письмо МО (проектирование): при разработке образовательных стандартов и учебных программ дисциплин ориентироваться на усиление практической подготовки специалистов; привлекать к разработке образовательных программ международных экспертов, представителей работодателей; отдавать предпочтение практико-ориентированным учебным дисциплинам; обеспечить увеличение приёма в магистратуру как необходимое условие подготовки кадров для инновационных отраслей экономики и социальной сферы.
Письмо МО (организация учебного процесса): исключить формальный подход к организации прохождения практики; усилить связь образовательного процесса с производством; связывать освоение учебных дисциплин с решением конкретных задач; обеспечить разработку фондов практико- ориентированных заданий; выполнять курсовые и дипломные проекты (работы), магистерские диссертации по запросам реального сектора экономики.
Проект решения ректората 1. Концепцию практико-ориентированного обучения в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы (далее – Концепция) принять за основу. 2. Доработать Концепцию с учётом современных требований потребителей и представить для утверждения ректору университета. Ответственный – проректор по учебной работе, срок исполнения – до
Проект решения ректората 3. При формировании оперативного плана работы университета, планов работы факультетов и кафедр на 2015 и последующие годы предусмотреть мероприятия, направленные на реализацию Концепции. Ответственные – начальник ИАЦ, руководители структурных подразделений, срок исполнения – ежегодно до 31 декабря.
Проект решения ректората 4. Обеспечить заключение договоров о взаимодействии с организациями – заказчиками кадров при подготовке специалистов по каждой специальности первой и второй ступеней высшего образования Ответственные – деканы факультетов, заведующие выпускающими кафедрами, срок исполнения – до
Благодарю за внимание! Благодарю