Тема урока: Повторение и обобщение изученаого о причастии и деепричастии. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг» Тенькинского района Магаданской области Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», систематизировать полученаые знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученаые в данаых разделах), развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедам стал целит…ся. 2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… Зар…див ружье пр…готовился быстр…лить. 4. Но стало закат…ся что ни в лебедя а в человека стрела…ш…. 5. В…помнилась поэтическая сказка о девушке… пр…враче…ой в лебедя. 6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. 7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…насти гр…зивш… им. 8. Такова власть красоты.
Ключ 1 1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедам, стал целиться. 2. Подумав, он решил стрелать мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. 3. Зарядив ружье, приготовился быстрелить. 4. Но стало закаться, что ни в лебедя, а в человека стрелаешь. 5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушкее, превраченаой в лебедя. 6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел. 7. Лебеди так и не узнали о страшной опаснасти, грозившей им. 8. Такова власть красоты.
Задание 5 Задание 5 варианты ответа х существ. + причастие х причастие + существ. Сидевших птиц Сидевших на озере Превраченаой девушкее Превраченаой в лебедя Грозившей опаснасти Грозившей им
Задание 6 Задание 6 ответы ,
Задание 7 Задание 7 варианты ответа Подумав, он решил стрелать мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц Вспомнилась поэтическая сказка о превраченаой в лебедя девушкее Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опаснасти.
УЭ-2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненаые причастным и деепричастным оборотами.
Ключ 2 деепр м гл гл пр сущ деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелать мелкой дробью, деепр гл нар сущ прич пр сущ деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенаое, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленаым обстоятельством, выраженаым деепричастным оборотом, и обособленаым определением, выраженаым причастным оборотом). (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенаое, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленаым обстоятельством, выраженаым деепричастным оборотом, и обособленаым определением, выраженаым причастным оборотом).
УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.
Ключ 3 Задание 1. Уровень Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним Необыкновенаой (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним Никогда не слыханаой тишине - есть у причастия зависимое слово Нескошенаые (луга) – одиночное причастие С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово Неопределенаый (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним
Задание 2 1. Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Не срубишь не взявшись 2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями
УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Ключ 4 У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А
УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Ключ 5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренаое мясо, балованаый ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.
Ключ н на на н н на н н на на
УЭ-6 Итоги урока Сумма баллов за урок Оценка за урок Домашнее задание 53 – 65 5Нет 40 – 52 4Повторить правила, на которые допущены ошибки 30 – 39 3Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (30 слов) Ниже 30 2Параграфы , упр. 281
Литература: 1. e=1 1. e=1 2. Русский язык: Учебник для 7 кл.общеобразоват.учреждений\ С.Н.Пименова, А.П.Еремеева,А.Ю.Купалова и др., под ред. С.Н.Пименовой, 15-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, с.: ил. 3. Сборник диктантов по русскому языку. 4-6 классы. Пособие для учителей. М., «Просвещение», Морфология.Глагол.Причастие.Деепричастие. Рабочая тетрадь для 7 классов. Авторы: А.Дейкина, С.Невская, Л.Тростенцова,НПО «Школа»-издательство «Открытый мир».Москва, 1997.