Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ты и могучая Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов.
Advertisements

«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила общественным интересам своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых.
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо»
Творческий проект «Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Тест по поэме Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» для учащихся 10-х классов (из четырех вариантов ответа выбрать правильный)
Народная тема в лирике Некрасова Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Образы мужиков- правдоискателей. Замысел поэмы Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически.
ТЕМА: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» (по поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо») Молва идет всесветная, Молва идет всесветная, Что.
Н.А.Некрасов ) Годы жизни Н Некрасова: а) б) в) г)
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как народное произведение.
Тест по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики.
«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
«Кому на Руси жить хорошо» как истинно народное произведение.
Транксрипт:

Зрелище бедствий народных Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг … Невыносимо, мой друг …

Кому на Руси жить хорошо. Н.А.Некрасов

Цель: рассмотреть следующие вопросы: Крестьянская реформа 1861 Крестьянская реформа 1861 Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения» Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения» Жанр, композиция поэмы Жанр, композиция поэмы

«освобождение» Массовое закабаление крестьян закончилось массовым разорением старой деревни Массовое закабаление крестьян закончилось массовым разорением старой деревни Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы

Н. Г. Чернышевский вспоминал: « В день объявления воли я пришел к нему и застал в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах. «Да разве это воля!- говорил Некрасов.- Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось даже успокаивать его» Н. Г. Чернышевский вспоминал: « В день объявления воли я пришел к нему и застал в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах. «Да разве это воля!- говорил Некрасов.- Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось даже успокаивать его»

Кому на Руси жить хорошо Нельзя назвать поэмой в обычном значении слова, но это и не роман в стихах. Это, скорее всего, народная эпопея, впитавшая в себя наследие русского народного былинного эпоса Нельзя назвать поэмой в обычном значении слова, но это и не роман в стихах. Это, скорее всего, народная эпопея, впитавшая в себя наследие русского народного былинного эпоса Герои поэмы наделены исконно русскими чертами характера, они переживают народное горе и народное счастье Герои поэмы наделены исконно русскими чертами характера, они переживают народное горе и народное счастье

Кому на Руси жить хорошо Начало поэмы –с знаменательными названиями волостей, губернии, уезда, деревней- приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа Начало поэмы –с знаменательными названиями волостей, губернии, уезда, деревней- приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа

«Поп» Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя деревенский пейзаж? Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя деревенский пейзаж? В чем особенности авторской речи в поэме? В чем особенности авторской речи в поэме?

«Поп» 1. противопоставления 1. противопоставления Возникают с первых строчек тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?» Авторская речь сливается с крестьянской Просторечные выражения Просторечные выражения Повторы Повторы Краткие прилагательные Краткие прилагательные Приемы сказок Приемы сказок Устойчивые синтаксические формы Устойчивые синтаксические формы Малые фольклорные жанры - Малые фольклорные жанры - Сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами

Задание Сопоставьте строки, где автор говорит о весне, и стихи где она воспринимается глазами странников- правдоискателей Сопоставьте строки, где автор говорит о весне, и стихи где она воспринимается глазами странников- правдоискателей Какую роль играет в поэме описание деревень, природы? Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники, дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни,- «ни зелени, ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонька», «печальна и нага». Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники, дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни,- «ни зелени, ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонька», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив в описании деревни Клин- «селенья незавидного»…. С особой силой звучит этот мотив в описании деревни Клин- «селенья незавидного»…. То же самое в описании «богатого» «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», с избой «в одно окошечко, с изображением фельдшера», «лавками», питейными заведениями. То же самое в описании «богатого» «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», с избой «в одно окошечко, с изображением фельдшера», «лавками», питейными заведениями.

Вывод Вес описания – убедительное доказательство того, что «в жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». Вес описания – убедительное доказательство того, что «в жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. В то же время возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Сам облик крестьян, а тем более их рассказы убеждают, что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала. Сам облик крестьян, а тем более их рассказы убеждают, что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест- питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест- питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

«Крестьянка», «Демушка», «Трудный год» Подневольное положение женщины в семье, вечное унижение, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей первенца, материальная нужда; угроза остаться солдаткой- самым бесправным и несчастным человеком. Подневольное положение женщины в семье, вечное унижение, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей первенца, материальная нужда; угроза остаться солдаткой- самым бесправным и несчастным человеком.

Семинар. Народное понимание счастья 1. Нищая, темная, забитая Россия 2. Образ Матрены Тимофеевны 3. Яким Нагой 4. Ермил Гирин 5. Савелий-богатырь Святорусский 6. Гриша Добросклонов 7. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев 8. Яков верный- холоп примерный 9. Клим Лавин 10. О двух великих грешниках 11. Песни в поэме

Вывод В поэме народная жизнь раскрыта в разных проявлениях В поэме народная жизнь раскрыта в разных проявлениях Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

В чем счастье? Первоначально – в богатстве. Первоначально – в богатстве. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду, свободу. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду, свободу. Отвергается ложный идеал счастья воспитанный в классовом обществе, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного. Отвергается ложный идеал счастья воспитанный в классовом обществе, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.

В чем счастье? Народное счастье органически связано с вопросом о путях его достижения. Народное счастье органически связано с вопросом о путях его достижения. Вопрос о счастье переводится из эпического в социальный план, приобретает острое социальное звучание. Вопрос о счастье переводится из эпического в социальный план, приобретает острое социальное звучание. Поиски счастливого заставили крестьян задуматься о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом: что делать, чтобы счастье стала возможным Поиски счастливого заставили крестьян задуматься о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом: что делать, чтобы счастье стала возможным