«Смысловые группы наречий». Цели: познакомиться с разрядами наречий, формировать навыки нахождения наречий в тексте. План урока: 1. Работа с текстом. 2. Чтение материала учебника и составление таблицы. 3. Выполнение упражнений на закрепление. 4. Д/З. Подготовлено: Русяевой М.Ю. учителем русского языка и литературы МОУ Антоновская ООШ
1. Прочитайте внимательно текст (отрывок из произведения Леонида Андреева «Кусака») и ответьте на вопросы.
…Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. … Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их виды и как скучно солнцу за этою плотною стеной. … Налево от шоссе тянулось потемневшее «жнивье», и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей…
Какое впечатление произвел на вас текст? Каково общее настроение отрывка? Какие средства художественной выразительности помогают вам понять, ощутить это состояние?
Олицетворения: Небо заплакало, солнцу скучно… Метафоры: Желтыми огнями загорелась осень, дачи стали пустеть… Эпитеты: Непрерывный дождь, почерневшею землей, клубящимися облаками, тяжелы и непроницаемы.. Сравнения: Гасили их, точно свечи
Чтение материала учебника на стр.95. Составление таблицы и запись ее в тетрадь: группы наречий вопрос пример
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 1. Образ действия Как? Каким образом? Ровно, настойчиво, спокойно.
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 2. Место Где? Куда? Откуда? Налево, впереди, недалеко
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 3. Время Когда? С каких пор? До каких пор? Давно, до завтра
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 4. Цель Зачем?(ее ласкали) нарочно.
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 5. Мера и степень В какой мере? (она была) бесконечно смешной
Смысловые группы наречий Группы наречий Вопрос Примеры наречий 6. Причина Почему?(обиделась) сгоряча.
Самостоятельная работа Составить предложения с указательными, не определительными, вопросительными и отрицательными наречиями на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». Выполнить синтаксический разбор одного из предложений, определить разряд наречия.
Подведение итогов урока: На какие группы делятся наречия? Назовите определительные наречия. Назовите обстоятельственные наречия.
Домашнее задание §33, (с.95, 97); выучить разряды и группы наречий; упражнения 210,206.