Урок русского языка 3 класс по теме: «Правописание суффиксов -як-, -ик-.» Г. А. Овчарук учитель начальных классов МБОУ СОШ 8, село Спасское 2013 – 2014 учебный год
II. Минутка чистописания. - Посмотрите и скажите, что объединяет группу букв на первой строчка? - оаиея (Гласные буквы, могут быть ударными или безударными в слове.) - Записать по строчка данную группу букв.
- Образуйте от данных слов новые уменьшительно ласкательные слова Слон - Тигр – Медведь – Ключ – Замок Почему возникло затруднение?
III.Постановка цели урока. -Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов –ик-,-як-.) -Чему научимся сегодня на урока? 1. Правильно писать суффиксы. 2. Доказывать, что мы правы. 3. Находить данную орфограмму.
- Если мы откроем сякрет-к, то сможем открыть замоч-к на волшебном ларч-ка. ключ_к ? -як -ик
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них своя школа где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – як, был настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – як. И сейчас, когда мы меняем форму слова с суффиксом – як, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочяк – платочка – платочки.
- Где мы можем проверить свои предположения? (В учебника русского языка.) - с.125 – чтение правила.
V. Первичное закрепление нового материала. Соединить проверочное и проверяемое слово: Веноч-к, кирпич-к, горошяк. Веночка, кирпичика, горошка, веночки, кирпичики, горошки.
VI. Построение алгоритма правописания суффиксов. Проверь двумя способами и вставь гласную в суффикс: Нос-к, рот-к, платочяк.
Алгоритм (обосновываем выбор правописания суффикса) 1. Определяем позицию гласного в слове. 2. Изменяем форму слова (мн.ч.,- носики, слово помощник – нет – носика). 3. Наблюдаем за гласной в суффиксе -если исчезла – пишу –як-, сохранилась – пишу – ик- носик.
Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостяк, лучик, кузнечяк, мячик, вечерочек, орешек.
Физминутка «А у нас во дворе…»
VII. Закрепление умения работать по алгоритму. - От основ данных слов образуйте однокоренные слова с суффиксами –ик-, - як-. Рот, горох, совок, кирпич, мешок. - Запишите однокоренные слова вместе с проверочными. Образец : Ротика, ротики – ротик.
VIII. Закрепление материала. « Сложное» -выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока. Пон... села Красная Шапо..ка бабушка пир...жек и горшок..к масела. Тр-пинка спускалась в овраж-к. Выр-с на гря – ка душистый горошяк. На голубой колокольчик прыгнул зелёный кузнечик. На цветах сидели бабоч-ки.
Самопроверка по образцу. Горшочяк, овражяк, горошяк, колокольчик, кузнечик.
Х. Домашнее задание. Задание по выбору: 1. Стр. 125, правило 2. Упражнение 243– «4» 3. Упражнение 243, 241 – «5»
X I. Итог урока. Рефляксия. - Над какой темой сегодня на урока мы работали? -Достигли ли мы поставленных целей? -Кто считает, что сегодня на урока он полностью понял тему? -Кто считает, что над этой темой еще нужно поработать?
Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я понял, мне необходимо поработать над темой…