Художественное мышление в авангарде науки Урок искусства 9 класс, Учитель Сомко е.В.
Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни. что составляет величие жизни. Ж. Ренье Ж. Ренье
Какие знания даёт искусство? Художник XVIII в. в картине«Шоколадница» Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине«Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Художник Винсент Ван Гог Художник Винсент Ван Гог утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, воздушные потоки. Художник В. Кандинский, р Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
Художник XVIII в. в картине «Шоколадница» Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.
Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн
Художник Винсент Ван Гог
Василий Кандинский Василий Кандинский Москва Наплыв импровизации
Функции искусства Искусство выполняет функции: 1. эстетическую, 2. общественного преобразования, 3. познания действительности, 4. предвосхищения событий, 5. воспитания личности, 6. внушения ценностей, 7. служит средством социальной коммуникации и 8. доставляет наслаждение.
«Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». Наука и искусство это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Модель летательного аппарата «Витрувианский человек»
Французский писатель Оноре де Бальзак Французский писатель Оноре де Бальзак ( ) «Человеческая комедия», Французский писатель Жюль Верн Французский писатель Жюль Верн ( ), «20 тысяч лье под водой», «Гиперболоид инженера Гарина». Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой ( ), «Гиперболоид инженера Гарина». Русский инженер Лев Сергеевич Термен Русский инженер Лев Сергеевич Термен ( ) изобретен терменвокс электромузыкальный инструмент.
Вопросы: 1. В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества? 2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки. 3. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.